Туркменские узоры и орнаменты

Цветочные Узоры И Способы Их Использования В Домашнем Декоре

Туркменские узоры и орнаменты

Главная // ДПИ Азия, Туркменистан // Туркменские украшения

Туркменские украшения

Женские ювелирные изделия создавались не только как декоративные украшения, но и как талисманы. Форма, расположение камней, пропорции, композиция, орнамент – все это несло в себе магический смысл. Даже выбор серебра был неслучаен – по древним поверьям оно обладало целебными и защитными свойствами. Для отделки чаще всего использовали полудрагоценные камни: бирюзу, кораллы, сердолик, нефрит. Но самым любимым был и по сей день остается сердолик – камень, приносящий в дом изобилие, счастье и покой, а своей владелице – здоровье и защиту от дурного глаза. Тем не менее в начале XX века чаще стали применять цветное стекло или пасту. В орнаменте преобладали простые и незамысловатые мотивы: растительные или геометрические узоры в виде ромбов, треугольников и т.п.

С раннего детства и до старости туркменки носили серебряные изделия. Самыми первыми украшениями маленьких детей были обереги – серебряные бубенчики и штампованные пластинки разной конфигурации, которые нашивали на одежду, защищая малышей от болезней или сглаза. Детские украшения имели и чисто практическое значение: когда ребенок начинал ходить, ему на ножки надевали браслеты с бубенцами, по звуку которых мать легко могла определить, где находится ее чадо.

Главная тайна Славянских узоров .Об этом вы точно не знали

Всегда популярными у туркменских женщин были наголовные украшения: их пришивали к головным уборам. Это очень красивые и весьма оригинальные серебряные изделия. Часто они указывали на родовую принадлежность, возраст и социальный статус хозяйки. Например, чем выше и богаче было украшение в виде трапециевидной, чуть выгнутой пластины, которую пришивали на широкую ситцевую полоску, завязывающуюся на головном уборе сзади, тем состоятельнее и знатнее была семья молодой женщины-текинки.

В древности считалось, что волосы – самое слабое «звено» на теле женщины, через которое легко можно сглазить или нанести порчу. Вот почему до рождения детей туркменки старательно скрывали свои косы при помощи разнообазных накосных подвесок. К сожалению, этот вид украшений давно вышел из обихода.

По праздникам поверх платья туркменки вешали украшение в виде тяжелой декоративной подвески-пластины, которая держалась на груди широким ошейником. Вес этого изделия иногда превышал 1 кг! И сегодня в торжественных случаях многие дополняют свой наряд необычным украшением – нагрудной пластиной. В Ашхабаде, случайно попав на свадьбу, я обратила внимание, что национальные костюмы женщин украшали подвешенные на груди вот такие тяжелые, богато инкрустированные пластины.

С конца XIX века и по сей день ни одна туркменка не может обойтись без брошки-застежки – солнечной гульяки, которую прикалывают на ворот платья. Между прочим, это одно из моих любимых украшений. Еще ни разу за несколько лет работы с ювелирными предметами я не встретила одинаковые экземпляры. Каждая вещь сама по себе уникальна, здесь сочетаются безграничная фантазия и игра мастера с металлом и камнем. Традиционная гульяка напоминает цветок. Современная гульяка далека от старых форм: это небольшая овальная или прямоугольная брошь с крупным сердоликом или другим камнем.

Если ношение наголовных и накосных украшений строго регламентировалось возрастом, то браслеты, кольца и перстни туркменки носили всегда – и в будни, и в праздники. По мусульманским обычаям считается, что женщина обязательно должна иметь на руке кольцо, которое поддерживает ритуальную чистоту рук, необходимую при приготовлении пищи. Поэтому все без исключения имели такие украшения. Необычно выглядит гарнитур из пяти колец, нанизанных на цепочку. Своеобразны браслеты билезик, напоминающие тяжелые боевые наручи. Их всегда носили парно. Они были массивными многорядными, их высота могла достигать 30 см, или однорядными (такие часто встречаются и сегодня).

Отдельную группу ювелирных украшений составляют амулеты и обереги. Удивительно, что в повседневной жизни туркменки продолжают носить старинные талисманы – причудливые пластинки с монетками. Весьма любопытны детские обереги, например, в виде стилизованного лука со стрелой, символизирующего мужество. Украшение пришивали на спинку халатика мальчика, чтобы он вырос сильным и храбрым. Девочкам на плечики пришивали парные амулетницы – круглые коробочки с крышками.

Туркменский ковер ручной работы. Туркменские узоры. День туркменского ковра

Туркменский ковер, который еще называют бухарским, принадлежит к самому популярному семейству изделий для покрытия пола ручной работы. В наши дни он является национальным символом, утвержденным официально. Орнамент размещен на флаге государства, ковер – национальное достояние, в стране даже утвержден День ковра. Однако связывать это изделие с современным государством неверно. Истинные – исторические – создатели ковров проживают не только в Туркмении, но и в современных Узбекистане, Турции, Таджикистане, прочих странах Центральной Азии. Одним словом, на территориях, принадлежащих ранее кочевым племенам.

Простые узоры орнаменты для резьбы по дереву

Значение ковров

Туркменский ковер олицетворяет для местного населения мир, тогда как весь окружающий мир – ковер, расстилающийся перед изумленным путником.

Впервые это изделие появилось у кочевников, оседлые народы не были знакомы с процессом изготовления – они занимались ткачеством из шелка. Самые древние ковры родились в закаспийской пустыне – именно тут кочевали скотоводы. Женщины этих племен из шерсти овец создавали удивительные образцы ткачества. Искусные ковровщицы ткут узорчатые ковры, не имея эскиза, они практически интуитивно создают правильные геометрические рисунки.

Туркменский ковер изначально предназначался не столько для украшения, сколько для утепления жилья. Мягкие, легкие изделия идеальны для кочевой жизни. Состоятельность семьи оценивалась по наличию ковров и качеству их изготовления. Также важно было иметь богатую лошадиную попону и сбрую для верблюдов – эти предметы свидетельствовали о достатке. Туркменский ковер являлся важным элементом приданого, его качество говорило о способностях невесты.

Обязательно посмотрите это:  Шарф хомут крючком со схемами и описанием

Рождение ковров

С древних времен изготавливались они на самом простом станке: колья вбивались в почву на расстоянии, равном требуемым размерам изделия. За колышками крепились бруски, между которыми натягивали основу. Трудно предположить, что на площади в две ладони (порядка квадратного дециметра) ковровщица вручную вязала порядка восьми тысяч узелков, обрезая нити, после чего оставался ворс до полутора сантиметров. Работая целый месяц, одна мастерица способна соткать около 5 метров ковра.

Туркменские орнаменты в коврах

Во все времена основным материалом, из которого изготавливают туркменский ковер, была и остается шерсть. Многие народы, в том числе туркмены, считали, что баранья шкура способна вернуть утраченное здоровье, увеличить силу. В более позднее время эти удивительные свойства стали приписываться и коврам из овечьей шерсти. Даже в наши дни колыбель ребенка устилается войлоком или небольшим ковриком. На запястья малыша повязывают шерстяную нитку, которая должна защитить младенца от сглаза. В шерстяные изделия заворачивают больных.

Узоры

Ученые считают, что туркменские узоры на ковре – воплощение понятия мироздания туркменов. Самые значительные единицы орнамента – степи, хорошо знакомые кочевнику. Мелкоузорчатая кайма состоит из элементов, напоминающих следы различных животных, – это символизирует дальние земли, в которых не бывал человек, только звери могут там бродить.

Особенно интересны для историков энси – предметы, завешивающие дверные проемы. Они ярче всего иллюстрируют понятия кочевников о составе мира. Энси изготавливаются в форме арки, внизу которой нет каймы – это демонстрирует переход из мира природы в мир жилья. Орнамент, состоящий из трех частей, означает взаимосвязь трех миров.

Туркменские узоры

Отражение

Быт, история, традиционное искусство были отражены в произведениях туркменского художника Р. М. Мазеля. Проживая в Ашхабаде до середины 1920 годов, он написал немало полотен с восточными мотивами, репродукции которых были включены в его книгу-альбом «Ковровые сказки».

В древности изделия эти производились различными племенами. Отличался не только внешний вид, но и функционал. Шерстяные изделия с четкими узорами имели особенности, присущие каждому племени. Наиболее известны такие изделия: туркменский ковер с узорами племени теке, салоров, йомуд, сарыков. До начала 20-го века применялись преимущественно растительные красители – они позволяли создавать ковры насыщенных цветов. Бухарские ковры – символ благополучия и даже власти.

Современное ковроткачество

К концу 20-го века изготовление ковров превратилось в очень важную отрасль государственной экономики. Самое известное изделие ручной работы, произведенное в Туркменистане, – ковер, площадь которого 301 квадрат. Изготовлен он был в 2001 году, через два года его занесли в Книгу рекордов.

Сегодня можно встретить не только традиционные орнаменты, но и найти ковры, на которых изображены известные личности. Например, в музее имеются ковры с портретами Юрия Гагарина, Ленина и поэта Махтумкули.

День туркменского ковра

Этот праздник в 1992 году получил официальное признание, с тех пор его отмечают в последнее воскресенье мая. Далекому от национальной культуры человеку трудно понять, почему такое внимание уделяют произведению ткачих. Однако, едва взглянув на флаг государства, нетрудно понять, что ковер действительно является важной частью культуры – его орнамент украшает символ страны. С давних пор это шерстяное изделие являлось самой значимой вещью в быту. Кроме того, туркменский ковер в интерьере всегда означал власть и достаток.

В рамках праздника организовывается большой концерт. Торжества, представления, концерты проходят в театрах, на сценах и даже ковроткаческих предприятиях.

Основные празднования проходят в Музее ковра, находящемся в столице. Правительство предпринимает максимум усилий для того, чтобы праздник прошел максимально весело. Иногда для стимуляции творчества объявляются конкурсы на лучшие ковры.

Музей туркменского ковра

Чтобы сохранить и возродить ковроткачество, правительство инициировало создание Музея ковра. Это учреждение – самый важный культурный центр страны. Выставлено тут более 2 тысяч ковров, среди которых имеются изделия с невероятно редкими туркменскими узорами. Так, в этом музее можно увидеть самый маленький коврик, изготовленный для переноски ключей. К слову, ковры тут не только выставляются, но и реставрируются. Задача эта очень сложная, поскольку на один квадратный метр произведения искусства приходится порядка полутора миллионов узелков. В музей постоянно довозят различные экземпляры: сотрудники находят старые изделия. На сегодня площадь музея составляет около 5 тысяч квадратных метров. Тут проводятся разнообразные конференции и форумы.

Магазин ковров

Бухарский ковер напоминает качественное вино – с годами он становится только лучше. Приобретя его, можно положить начало традиции, передавая его потомкам из поколения в поколение. Внуки-правнуки будут очень благодарны за такой подарок, поскольку к тому времени стоить ковер будет в несколько раз дороже.

Как построить узор для всечки, если не умеешь рисовать, но очень хочется!!!

Приобрести туркменские изделия можно в одной из лавок Туркменистана или на рынке. Правда, вывезти ковер из страны не так-то просто, поскольку это национальное достояние. Требуется получить специальное разрешение, довольно дорогостоящее. Также потребуется оплатить вес товара при перевозке в самолете.

Магазин ковров можно найти и в нашей стране, немало предложений выставляется интернет-магазинами. При покупке желательно требовать сертификат, удостоверяющий подлинность изделия. Стоимость настоящих ковров достаточно велика, зависит от имени мастера, который его создал, количества повторяющихся орнаментов на них, длины ворса. В среднем стоимость квадратного метра такого произведения рук человеческих достигает 300 долларов. Однако встречаются и гораздо более дорогие изделия.

Ковры туркменские: обзор, виды, производство и отзывы

С давних времен ковры, изготовленные вручную, в туркменском быту имели огромное значение. Эти изделия «участвовали» в молитвах, придавали торжественности семейным сборищам, заменяли комоды. Ковры туркменские использовались для утепления жилища, одновременно являясь их украшением.

Обязательно посмотрите это:  Узоры крючком ананасы

Народное достояние

В Туркменистане эти предметы являются поистине национальным достоянием. Туркменские ковры ручной работы – незаменимая часть духовной и материальной составляющей культуры. Элементы, используемые в создании ковров, повторяются и в национальной символике. При создании архитектурных шедевров страны были задействованы аналогичные приемы.

Ковры туркменские – воплощение души, культуры и искусства народа. Именно потому нация придает такое значение этим изделиям. Орнамент ковров способен поведать не только о том, в каком регионе он был создан, но и то, каким конкретно мастером произведен. Непосвященным же ковер расскажет об обычаях, символике народа, об обитателях края и природе Туркменистана. Любой ковер, где бы он ни был произведен, имеет свою «душу», его «лицо» отличается от других подобных.

Даже сегодня качественный ковер дополняет дизайн дома, придавая уют. Качество изделия говорит о достатке семьи. Теплоизоляционные свойства позволяют экономить на обогреве.

Создают ковры во многих странах, но Туркменистан стал одной из немногих, где этот промысел прославился на весь мир. Туркменский ковер, цена которого достаточно высока (около 100 тыс. руб.), является международным брендом. Покупатели пребывают в восторге от товаров, а на различных выставках они занимают призовые места.

История

Принято считать, что орнаменты ковров полностью повторяют узоры на керамике, датированной 4 тысячелетием до нашей эры. Самый древний ковер, сохранившийся до настоящего времени, был изготовлен в 5 веке до н. э. Ученые установили его принадлежность к пазырской культуре. В более позднее время эти изделия были вывезены в другие страны, где получили название парфянских, бухарских и персидских.

В древности ковры туркменские производились для разнообразных бытовых нужд. Их использовали в качестве утеплителей юрт, дверных завес, мешков.

Первые ковры изготавливали из чистой шерсти, они были украшены геометрическим орнаментом, который в разных племенах несколько различался. Хороший ковер был символом достатка и власти.

Туркменские ковры ручной работы, цена на которые была невероятно высокой, очень ценились, в том числе императорами. Позднее появились письменные свидетельства востребованности изделий. Первое такое упоминание датировано 900-ми годами. Всемирно известный путешественник Марко Поло восторгался коврами, упоминая, что тоньше и красивее их сложно найти.

Что означают узоры на Коврах СССР, которые мы рассматривали перед сном?

В 19-м веке ковры туркменские стали доставляться на выставки в США, России и европейских стран. Знатоки современного искусства ценят эти образцы.

С давних пор слава о туркменских коврах ходит по миру, где они ценятся до сегодняшних дней.

Во многих странах эти изделия известны под названием бухарских. Происходит это по той причине, что они изначально распространялись на базарах Бухары.

Полотна, изготовленные на огромной территории, где жили туркмены, относят к туркменским коврам. Эта территория состоит из Туркменистана, Белуджистана, Узбекистана, Афганистана. В наши дни к этой группе относят изделия текке, текин, салор, йомут и прочие.

  • Текке. Это название образовано от одной из народностей – текке. Туркменский текинский ковер характеризуется общей деталью – гелем, поделенным на четыре части.
  • Йомут. Эту группу ковров изготавливают в племени с этим названием. В этой группе допустимо большое количество различных орнаментов и стилей. Один из типов – диагональные ряды из разноцветных восьмиугольников. На бордюре изображаются защелки и крючки. На второй разновидности восьмиугольники расположены по вертикали, в них вписаны животные с двумя головами.
  • Салор. Изготовлены племенем салоров. Эта народность самая древняя в Туркменистане. Данный стиль характеризуется делением медальона на 4 части. Фигурки животных находятся на каждом участке медальона.
  • Эрсари. Как нетрудно понять, производит их племя эрсари. Собственного узора эта народность не создала, поэтому медальоны на их коврах не встречаются. Орнамент состоит из растительных и фигурных элементов, взятых из других культур.

КАК РИСОВАТЬ ОРНАМЕНТ!!!

Кроме традиционных тут можно найти изделия с портретами или разнообразными сюжетами. Для молитв создаются специальные коврики.

Материалы

Преимущественно для изготовления ковров используют руно самых лучших овец. Качество шерсти выясняют по ее цвету, однородности, что важно для правильного окрашивания. Иногда в качестве основы используют шелк или хлопок.

Плетение

Чаще всего применяют асимметричный персидский узел, однако некоторые народы пользуются турецким симметричным узлом. От прочих полотен туркменские ковры отличает повторяющийся узор и полосы стилизованных рисунков по торцевым сторонам.

Цвета

В производстве большей части ковров используются бордовые нити, из которых состоит фон. В оформлении орнамента предпочтительны черные, оранжевые, зеленые и синие тона. При помощи черных нитей, являющихся символом стихии воды, обрамляются орнаменты.

Красители

До 19-го века применяли строго натуральные красители, однако в прошлом столетии их вытеснили более дешевые химические. При всей их популярности это привело к ухудшению качества ковров. Впрочем, прогресс технологий дал возможность получить современные красители, максимально приближенные к природным. В настоящее время чаще всего используют химические красители.

Орнаменты

Искусствоведы уверены, что орнамент ковров хранит всю историю нации. Любой символ имеет свое значение, а гель – букет символов. Любая отдельная группа народов разработала собственный гель.

Туркменские ковры ручной работы до сих пор хранят следы истории и религиозных течений, существующих на территории страны.

Народ Туркменистана занимается ковроткачеством не одно тысячелетие, что не могло не наложить отпечаток на характер его представителей. Производство одного ковра занимает много времени, требует большого внимания и терпения. Несмотря на достаточно однообразный внешний вид, требуется сосредоточенность и отличная память для их изготовления. Даже религиозные деятели ткали ковры, поскольку этот процесс обучал терпению и закалял дух, что и необходимо для загробной жизни.

Обязательно посмотрите это:  Снеговик из глины своими руками

Каждое изделие создается путем вложения неимоверного труда. Колоссальное трудолюбие народа обеспечивает стране золотой век. Исследователи Востока говорят, что ежедневно необходимо несколько десятков тысяч раз провести тяжелым гребнем из железа, приводя в порядок шерсть и нитки. Такая работа под силу не каждому силачу, а в Туркменистане это удел женщин. Кроме труда в ковры женщины вкладывают максимум чувства, надежд, идей. Если перевести количество энергии, затраченное на создание ковра, в единицы, то получается, что каждое изделие создано энергией трехсот лошадей. Столько энергии требуется для того, чтобы освещать некрупный городок 8 часов.

Отзывы

Несмотря на то что сегодня потребители стараются избегать размещения в своих домах ковров, именно туркменский ковер ручной работы остается символом уюта, достатка и хорошего вкуса. Несмотря на стоимость ковров, и в наши дни у них имеется огромное количество поклонников. Эти люди восторгаются необыкновенными узорами и превосходным качеством изделий. Они готовы платить большие деньги за уникальные творения человеческих рук. Согласно отзывам, эти изделия практичны, красивы и имеют высокую стойкость к изнашиванию.

Туркменские узоры и орнаменты

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Проект Узоры и орнаменты

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др). Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Тайна пазырыкского ковра. Туркменистан.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

Туркменский ковёр — национальное наследие

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

ОРНАМЕНТ. ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт(мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре .

Схемы и орнаменты для вязанных изделий

Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.

Орнаменты и узоры

Восточные орнаменты.

Уголки

Мотивы круглые. Ампир- ч. 2.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мой ХендМейд - сайт про рукоделие и поделки