Счетная вышивка по канве

Счетная вышивка по канве

Существует несколько приемов вышивки бисером. Самые распространенные из них это счетная вышивка по канве , счетная прямая вышивка , художественная вышивка .

Счетная вышивка по канве — самый простой и быстрый способ вышить картину. Для вышивки подходит любая картинка для вышивки крестом.

Бисер

Для счетной вышивки по канве подходит практически любой бисер. Но наиболее желателен бисер, подобранный в одной серии. Бисер продается на вес. Мы не будем давать точный расчет на каждое изделие, так как в некоторые вышивки идет от одной бисерины, до пятидесяти граммов разных цветов. Чтобы рассчитать, сколько его нужно на вышивку, посчитайте количество бисеринок в рисунке. В одном грамме бисера приблизительно пятьдесят штук среднего размера.

Бисер бывает разный по величине. Постарайтесь подобрать бисер так, чтобы его размер был немного меньше размера клетки канвы.

Вышивка блэкворк 1915 «Белые лилии». Мастер-класс по новинке РИОЛИС

Канва

Это специальная ткань, на которой хорошо заметны клеточки, образованные переплетением нитей. Канва бывает хлопковая, льняная и синтетическая. Самая лучшая канва — льняная. Она плотная и имеет хорошее переплетение нитей, что очень важно при вышивке бисером. Перед работой канву вставляют в пяльцы или натягивают на деревянную рамку (если вышивка очень большая). Чтобы натяжение канвы было лучше, ее можно накрахмалить или засахарить (промазать ее насыщенным сахарным сиропом). Его приготовляют так: в стакан горячей воды сыплют сахар до тех пор, пока он не перестанет растворяться. Затем канву вставляют в пяльцы, смачивают сиропом и высушивают Плотную льняную или хлопковую канву с плотным же переплетением нитей используют, если бисером заполняется все поле вышивки. В этом случае можно вышивать только по канве, не подкладывая ткань.

Если вышивка производится по ткани с ворсом, например по бархату или велюру, то канву подкладывают с изнанки вышивки и с изнанки же делают стежки, оставляя бисер, естественно, на лицевой стороне ткани.

Поскольку в бисеринках очень маленькие отверстия, для работы с ним применяют специальные иголки, которые продаются в магазинах вместе с бисером.

Иглы

Такие же, как и для плетения бисером. В рабочем наборе хорошо иметь две иглы, одну среднюю №11-12 и одну тонкую №13, Счетная вышивка выполняется иглой №12, а художественная — иглой №13.

Нитки

Для вышивки бисером нужны тонкие и прочные нитки. Такие нитки называются лен-лавсан № 35 или № 50. Вышивают такими нитками в два сложения. Ворсинки этой нитки не дают выскальзывать игле в момент вхождения в канву. Цвет нитки определяется цветом канвы. Нитка должна быть белой, даже если бисер черный, а канва белая.

Выполнение счетной вышивки по канве

Итак, вы приготовились вышивать. Учтите, что рисунок не переносится на ткань, а как бы считывается со схемы. Одна клетка — одна бисеринка. Вышивание производится горизонтальными или вертикальными рядами, бисеринка за бисеринкой. Каждая закрепляется в своей клетке канвы. Для вышивания можно использовать канву с готовым рисунком (такую же, как и для вышивки крестиком). Поскольку в процессе работы вы будете откладывать кривые и некачественные бисеринки, возьмите их немного больше, чем указано на схеме. Перед началом работы приготовьте необходимые вам цвета бисера.

Можно высыпать бисер на ворсистую тряпочку, тогда бисеринки не будут разбегаться. А еще лучше взять картонные крышечки от упаковок плавленого сыра, они белые, и цвет бисера будет хорошо заметен.

Разложите каждый цвет в свою крышечку, чтобы они не перемешивались, и их легко было бы убирать по окончании работы. Вставьте канву в пяльцы. Очень удобно расчертить ткань канвы квадратами по десять клеточек.

Вставьте нитку в иголку. Это достаточно трудный процесс, так как ушки в специальных иголках довольно маленькие. Для того чтобы нитка лучше пролезала в ушко, потрите ее кусочком воска и слегка сплющьте кончик.

Завяжите на конце нитки простой узелок. Если канва редкая, узелок можно сделать двойным. Выберите клетку, с которой начнете работу. Это должна быть левая верхняя клетка рисунка. Закрепите в ней нитку, сделав два-три маленьких стежка. К этой же клетке пришивается первая бисеринка. Когда до конца нити, на которой вы вышиваете, останется около десяти сантиметров, ее надо спрятать. Пропустите нить под ряд стежков, оставшихся от пришивания предыдущих бисеринок, и завяжите простой узелок, захватив нитку уже готового стежка.

Австрийская равномерка Ubelhor / Обзор / Тесты / Впечатления

Вышивание горизонтальными рядами

Выведите нитку на лицевую сторону вышивки в нижний левый угол выбранной клетки канвы. Наберите бисеринку на иголку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Для первой бисеринки повторите эту операцию два раза. Сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки и выведите нитку из нижнего левого угла следующей клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Аналогично доделайте весь ряд (рис. 1а).

Для перехода ко второму ряду сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки и выведите нитку на лицевую часть из верхнего правого угла нижней клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в нижний левый угол той же клетки. Сделайте стежок вверх по изнаночной части вышивки и выведите нитку из верхнего правого угла следующей клетки канвы. Наберите бисеринку и далее действуйте аналогично (рис. 1б). Для перехода к третьему ряду сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки, выведите нитку на лицевую сторону в нижний левый угол нижней клетки канвы. Продолжайте ряд. Видите, направление пришивания бисеринок меняется: первый ряд вышивается слева направо, второй ряд справа налево, третий ряд снова слева направо, но бисеринки должны иметь одинаковый наклон (рис. 1в).

При переходе к ряду, смещенному на одну или несколько клеток влево, сделайте стежок по изнаночной стороне вышивки и выведите; нитку на лицевую часть из правого верхнего угла нужной клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в нижний левый угол той же клетки. Остальные бисеринки подплетайте, как и бисеринки любого ряда, который идет справа налево (рис. 1г).

При переходе к ряду, смещенному на одну или несколько клеток вправо, сделайте стежок по изнаночной стороне вышивки и выведите нитку на лицевую часть из левого нижнего угла нужной клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в верхний правый угол той же клетки.

Остальные бисеринки подплетайте, как и бисеринки нечетного ряда, который идет слева направо. Далее продолжайте вышивать четный ряд (рис. 1д). Если в рисунке вышивки есть пустое пространство, т. е. мотив вышивки прерывается, то переход выполняется с помощью наклонного соединительного стежка с соблюдением направления пришивания бисеринок.

Соединительный стежок проходит по изнанке. Если конец соединительного стежка приходится не на тот же ряд, а на другой, то вывод нитки на лицевую часть производится в другом направлении.

Наклон бисеринок остается неизменным (рис 1е).

Вышивание вертикальными рядами

Начинаем работу с левого верхнего угла вышивки. Первый ряд вышивается сверху вниз. Выведите нитку на лицевую сторону в нижний левый угол выбранной клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Сделайте стежок по изнаночной стороне в правый нижний угол той же клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в нижний левый угол следующей клетки. Далее действуйте аналогично по схеме (рис. 2а). Второй (четный) вертикальный ряд выполняется снизу вверх. Выведите нитку на лицевую сторону вышивки в нижний левый угол выбранной клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Сделайте стежок по изнаночной части в левый нижний угол клетки канвы, располагающейся выше и т.д.

Соблюдайте основное условие — все бисеринки пришиваются с одинаковым наклоном слева направо (рис. 2б). При выполнении счетной вышивки можно заполнять бисером весь фон картины (обложка на фото-альбом «Роза» ) или заполнить бисером основную часть картины, а фон зашить крестиком. В этом случае картина приобретет дополнительный объем (картинка «Мотыльки» ).

Вышивка крестом: Закрепление нити в начале и в конце работы.

Оформляют картину следующим образом. Вышивку накладывают на картон, подворачивают остаток ткани на изнаночную сторону, натягивают и приклеивают к картону. Натянутую на картон вышивку вставляют в рамку и приклеивают с обратной стороны лист плотной бумаги. Но мой вам совет, если хотите получить действительно качественное оформление, обратитесь в багетную мастерскую.

Виды вышивки бисером

Существует несколько приемов вышивки бисером. Самые распространенные из них это счетная вышивка по канве, счетная прямая вышивка, художественная вышивка.

Вышивка. ТЭГ «Изнанка не важна, главное — лицо!». Вышиваем вместе. Процесс живой вышивки.

Счетная вышивка по канве — самый простой и быстрый способ вышить картину. Для вышивки подходит любая картинка для вышивки крестом.

Для счетной вышивки по канве подходит практически любой бисер. Но наиболее желателен бисер, подобранный в одной серии. Бисер продается на вес. Мы не будем давать точный расчет на каждое изделие, так как в некоторые вышивки идет от одной бисерины, до пятидесяти граммов разных цветов. Чтобы рассчитать, сколько его нужно на вышивку, посчитайте количество бисеринок в рисунке. В одном грамме бисера приблизительно пятьдесят штук среднего размера.
Бисер бывает разный по величине. Постарайтесь подобрать бисер так, чтобы его размер был немного меньше размера клетки канвы.

Канва бывает хлопковая, льняная и синтетическая. Самая лучшая канва — льняная. Она плотная и имеет хорошее переплетение нитей, что очень важно при вышивке бисером. Перед работой канву вставляют в пяльцы или натягивают на деревянную рамку (если вышивка очень большая). Чтобы натяжение канвы было лучше, ее можно накрахмалить или засахарить (промазать ее насыщенным сахарным сиропом). Его приготовляют так: в стакан горячей воды сыплют сахар до тех пор, пока он не перестанет растворяться. Затем канву вставляют в пяльцы, смачивают сиропом и высушивают Плотную льняную или хлопковую канву с плотным же переплетением нитей используют, если бисером заполняется все поле вышивки. В этом случае можно вышивать только по канве, не подкладывая ткань.

Если вышивка производится по ткани с ворсом, например по бархату или велюру, то канву подкладывают с изнанки вышивки и с изнанки же делают стежки, оставляя бисер, естественно, на лицевой стороне ткани.
Поскольку в бисеринках очень маленькие отверстия, для работы с ним применяют специальные иголки, которые продаются в магазинах вместе с бисером.

Такие же, как и для плетения бисером. В рабочем наборе хорошо иметь две иглы, одну среднюю №11-12 и одну тонкую №13, Счетная вышивка выполняется иглой №12, а художественная — иглой №13.

Для вышивки бисером нужны тонкие и прочные нитки. Такие нитки называются лен-лавсан № 35 или № 50. Вышивают такими нитками в два сложения. Ворсинки этой нитки не дают выскальзывать игле в момент вхождения в канву. Цвет нитки определяется цветом канвы. Нитка должна быть белой, даже если бисер черный, а канва белая.

Выполнение счетной вышивки по канве

Итак, вы приготовились вышивать. Учтите, что рисунок не переносится на ткань, а как бы считывается со схемы. Одна клетка — одна бисеринка. Вышивание производится горизонтальными или вертикальными рядами, бисеринка за бисеринкой. Каждая закрепляется в своей клетке канвы. Для вышивания можно использовать канву с готовым рисунком (такую же, как и для вышивки крестиком). Поскольку в процессе работы вы будете откладывать кривые и некачественные бисеринки, возьмите их немного больше, чем указано на схеме. Перед началом работы приготовьте необходимые вам цвета бисера.
Можно высыпать бисер на ворсистую тряпочку, тогда бисеринки не будут разбегаться. А еще лучше взять картонные крышечки от упаковок плавленого сыра, они белые, и цвет бисера будет хорошо заметен.

Разложите каждый цвет в свою крышечку, чтобы они не перемешивались, и их легко было бы убирать по окончании работы. Вставьте канву в пяльцы. Очень удобно расчертить ткань канвы квадратами по десять клеточек.
Вставьте нитку в иголку. Это достаточно трудный процесс, так как ушки в специальных иголках довольно маленькие. Для того чтобы нитка лучше пролезала в ушко, потрите ее кусочком воска и слегка сплющьте кончик.
Завяжите на конце нитки простой узелок. Если канва редкая, узелок можно сделать двойным. Выберите клетку, с которой начнете работу. Это должна быть левая верхняя клетка рисунка. Закрепите в ней нитку, сделав два-три маленьких стежка. К этой же клетке пришивается первая бисеринка. Когда до конца нити, на которой вы вышиваете, останется около десяти сантиметров, ее надо спрятать. Пропустите нить под ряд стежков, оставшихся от пришивания предыдущих бисеринок, и завяжите простой узелок, захватив нитку уже готового стежка.

Вышивание горизонтальными рядами

Выведите нитку на лицевую сторону вышивки в нижний левый угол выбранной клетки канвы. Наберите бисеринку на иголку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Для первой бисеринки повторите эту операцию два раза. Сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки и выведите нитку из нижнего левого угла следующей клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Аналогично доделайте весь ряд (рис. 1а).
Для перехода ко второму ряду сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки и выведите нитку на лицевую часть из верхнего правого угла нижней клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в нижний левый угол той же клетки. Сделайте стежок вверх по изнаночной части вышивки и выведите нитку из верхнего правого угла следующей клетки канвы. Наберите бисеринку и далее действуйте аналогично (рис. 1б). Для перехода к третьему ряду сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки, выведите нитку на лицевую сторону в нижний левый угол нижней клетки канвы. Продолжайте ряд. Видите, направление пришивания бисеринок меняется: первый ряд вышивается слева направо, второй ряд справа налево, третий ряд снова слева направо, но бисеринки должны иметь одинаковый наклон

Счетная прямая вышивка

Счетную прямую вышивку можно выполнять по любой ткани с хорошим переплетением нитей. Начинают вышивать с центрального ряда мотива. Вставьте ткань в пяльцы. Проведите по середине натянутого полотна вертикальную линию. От этой линии вы будете вышивать вправо и влево. Проведите горизонтальную линию в верхней части вышивки, строго перпендикулярно вертикальной линии. Это будет верхняя граница вышивки. Можно провести еще несколько вертикальных и горизонтальных линий, своеобразную разметку, она поможет вам правильно подгонять ряды. Пришейте первую бисерину.
При прямой счетной вышивке бисерины располагаются вертикальными (или горизонтальными) рядами, бисеринка за бисеринкой, как бы собранные на одну нить. Выведите нить на лицевую поверхность вышивки. Пройдите в уже набранную бисерину, наберите две следующие за ней по рисунку.
Пройдите на изнаночную сторону вышивки, немного отступите назад, выведите иглу на лицевую сторону между второй и третей бисеринками (рис. 5а). Наберите следующие две бисерины.
Таким способом вышейте весь ряд. Закрепите нить в полотне и поднимитесь по ряду к первой бисерине (рис. 5б). Этот проход сгладит все неровности.

Обязательно посмотрите это:  Шарф хомут жемчужным узором

В отличие от счетной вышивки позволяет вышивать дуги, кривые и различные контуры. Детали (мотивы) такой вышивки могут быть расположены как плотно друг к другу, так и на некотором расстоянии друг от друга, что позволяет использовать такую вышивку, как для вышивания картин, так и для декорирования одежды.
Для художественной вышивки подходит любой контурный рисунок для вышивки гладью, батика или просто картинка из детских раскрасок.

Для художественной вышивки подходит мелкий бисер с блеском. Так же очень красиво смотрится мелкий граненый бисер и бисер с различными металлическими напылениями. Чем мельче используется бисер, тем аккуратнее получается вышивка.

Вид ниток зависит от материала, по которому выполняется вышивка. Если это тонкая ткань (шелк, шифон), то используют шелковые нитки, не толще №35. Если это ткань, более плотная, например, креп, трикотаж или бархат, то используют лавсановые нитки 33Л — 35Л или полиэстер.

Ткань для вышивки

Выбор канвы для многоцветной вышивки. Петит-полукрест.

Может быть любая, но вышивать по тонким тканям, нужно самой тонкой иглой и мелким бисером. Если вышивка на тонкой ткани занимает большой объем, но с изнаночной стороны подкладывают второй слой ткани.

Способы переноса рисунка на ткань

Если вы умеете рисовать, возьмите гелиевую ручку (для светлой ткани желтого цвета, для черной ткани серебряного) и нарисуйте его. Если вы пользуетесь готовым рисунком, разрежьте его на части и обведите каждую часть на ткани, как если бы вы делали аппликацию. Этот метод очень хорош для черной или непрозрачной ткани. Для светлой ткани можно воспользоваться куском стекла и лампой. Это делают так. На две стопки книг кладут стекло. Под стекло прикрепляют скот-чем рисунок и устанавливают лампу. На стекло кладут ткань и обводят детали рисунка той же гелиевой ручкой.
Пользоваться мелом, мылом или копиркой я не советую, так как линии нанесенные мелом толстые и быстро стираются, а копирка может испачкать ткань.

Вышивание прямой линии

Нанесите на закрепленную в пяльцы ткань прямую линию. Закрепите нить на изнаночной стороне ткани, пройдите на лицевую сторону, наберите первую бисеринку. Снова пройдите на изнаночную сторону, сделайте стежок назад равный размеру бисеринки, пройдите в первую бисеринку.

Наберите вторую бисеринку, пройдите на изнаночную сторону, сделайте стежок назад равный размеру бисеринки, пройдите во вторую бисеринку (рис. 7).

Наберите следующую бисеринку. Старайтесь, чтобы бисеринки располагались без промежутков, как можно ближе другу. Чем мельче бисер вы возьмете, тем ровнее получится вышивка.
Вышейте весь ряд. После окончания вышивания снова выйдите на лицевую часть вышивки и стяните ниткой все бисеринки ряда. Стяжка поможет сгладить все шероховатости, возникшие в процессе работы.
Таким образом, следующий ряд начнется с той же стороны что и первый. Вышейте несколько прямых рядов. Бисеринки рядов должны плотно прилегать друг к другу. Этого проще добиться, если при пришивании бисеринки вводить иглу с наклоном в сторону предыдущего ряда, а при вторичном проходе в бисеринку выводить иглу между уже вышитым рядом и тем, который вы вышиваете.

Вышивание простых деталей на примере круга

Нанесите на закрепленную в пяльцы ткань выбранный рисунок детали украшения, например круг (рис. 8а).
Художественная вышивка бисером во многом похожа рисование простым карандашом. Вспомните уроки рисования шара: сначала выбирается источник света, в нашем случае будем считать, что свет падает с правой стороны на уровне середины шара. Затем рисуется контур предмета, и параллельно ему накладываются штрихи, от самого темного места до самого светлого. Чтобы вышить круг, соблюдая эту последовательность, потребуется три этапа работы.

Вышейте дугу соответствующую, самому темному месту контура. Эта луга будет называть основной или направляющей. Она займет чуть больше половины контура (рис. 8б).

Второй этап.
Основное поле круга заполните дугами, идущими параллельно основной, соблюдая порядок, описанный для прямой линии (рис. 8в).

Третий этап.
Оставшееся на контуре место заполните бисеринами, которые образуют завершающую дугу. Основная и завершающая дуги образуют контур вышивки.

Вышивание сложносоставных деталей

Нанесите на закрепленную в пяльцы ткань выбранный рисунок детали украшения, например лист (рис. 9а). Лист состоит из нескольких деталей. Чтобы вышить лист, потребуется три этапа работы.

Первый этап.
Для начала наметьте основные дуги каждой детали и вышейте их (рис. 9б). Цвет бисеpa в дугах может меняться в зависимости от цвета детали. Если в процессе вышивания появляются элементы идущие поперек дут (например, прожилки на листе), их вышивают в первую очередь.

Второй этап.
Основное поле каждой детали заполните дугами, идущими параллельно основной (рис. 9в), соблюдая порядок, описанный для прямой линии.

Третий этап.
Оставшееся на контурах каждой детали место заполните бисеринами, которые образуют завершающую дугу. Основная и завершающая дуги образуют контур вышивки. (С)

Вышивка бисером

Счетная вышивка бисером.

Счетная вышивка применяется в основном для вышивания картин, и используются схемы для вышивания крестом (рис. 2.3.1). Канва может быть разная, но главное, очень тщательно подобрать по размеру клеточки канвы бисер. Если бисер будет большего размера, чем клеточка канвы, то бисерины будут налезать друг на друга, вышивка беднт топорщиться и деформироваться. Если, наоборот, бисер мельче канвы, то вышивка получится рыхлая, а вышитая картина будет не аккуратной.

Техника счётной вышивки.

1. Подобрав схему и бисер к ней, оборудуйте себе рабочее место. Свет, желательно естественный, должен падать слева. Высыпьте в удобные емкости — отдельно для каждого цвета — бисер, расположите его в удобном для вас месте и приступайте к выполнению вышивки. Одна клетка схемы соответствует одной бисеринке.

121. Подушка. Барджелло. Норвежские звезды на красном. Моя схема и впечатления #аниныкрестики

2. Для качественной вышивки бисером необходимо работать с пяльцами. Они позволяют натянуть канву и сохраняют равномерное натяжение нити при укладывании бисеринок.

3. Чтобы вышивка выглядела качественно выполненной, направление наклона бисеринок должно быть в одну сторону, за исключением специальных указаний в схеме.

4. Нельзя вышивать бисером как нитками: сначала нитью одного цвета, потом другого цвета. Чтобы вышивка была аккуратной, ровной и качественной, необходимо вышивать сплошной линией, вышивая по схеме рядами и набирая бисер в соответствии с указанными символами на схеме.

Как вышивать без разметки канвы и раскрашивания схемы. Русские ромашки, Риолис 1478

Очень часто картины, вышитые крестиком или гладью, дополняются одиночно пришитыми бусинами в качестве акцента.

Одиночные бусинки закрепляются как пуговка или с помощью бисеринки меньшего размера. Бусинку можно просто пришить стежком к ткани, а можно использовать бисеринку меньшего размера, чтобы получился небольшой столбик (рис. 2.3.3).

Основные приёмы вышивания бисером по канве.

Вышивка бисеринами горизонтальными параллельными рядами (рис. 2.3.4, а). Вышивку производят вдоль линии рисунка схемы по горизонтали, набирая цвета бисера вдоль этой линии. Закрепив иголку с нитью, выведите ее на лицевую сторону и нанижите одну бисеринку необходимого цвета согласно схеме. Введите иглу в противоположный диагональный угол клетки канвы. С крайней бисеринкой проделайте эту операцию дважды, чтобы она не болталась, а плотно держала край.

Практически бисеринки нашиваются на канву швом «полукрест». Продолжите весь ряд, набирая цвета бисера согласно схеме. Для перехода на другой ряд проведите иглу по изнаночной стороне вертикально вверх или вниз и выведите ее на лицевую сторону в верхнем углу клетки (рис. 2.3.4, б). Нанижите бисеринку и продолжайте вышивать ряд аналогично, но в обратном направлении (рис. 2.3.4, в).

При переходе к смещенному ряду проведите иглу по изнаночной стороне к нужной клетке по диагонали и выведите ее в верхнем углу клетки (рис. 2.3.4, г).

Если рисунок прерывается, то по изнаночной стороне выполните соединительный шов (рис. 2.3.4, д).

Вышивка параллельными вертикальными рядами ( рис. 2.3.5, а). Начинать вышивку можно как сверху, так и снизу. Закрепите нить, выведите ее на лицевую сторону, нанижите бисеринку и введите иглу в противоположный по диагонали угол. Нить проходит по изнаночной стороне в горизонтальном направлении (рис. 2.3.5, б).Можно проводить иглу по изнаночной стороне и в вертикальном направлении (рис. 2.3.5, в).

Шов «арочный» (рис. 2.3.6, а). Пришивать таким способом бисер можно как в свободной вышивке, так и в счетной. При вышивании по канве таким образом вышивка получается нежесткой. Отсчитав необходимое количество клеток на схеме, нанижите такое же количество бисеринок (не более 4 штук и введите иглу через 4 клетки канвы), иглу возвращаем на две бисеринки (одну или три) назад, она проходит через эти бисеринки, затем продолжаем далее нанизывать необходимое количество бисеринок согласно схеме (рис. 2.3.6, б). Такой способ вышивания напоминает счетную гладь при вышивании нитками.

Основные приёмы вышивания стеклярусом по канве.

Вышивка полукрестом или гобеленовым швом (рис. 2.3.7, а). Можно имитировать косую гобеленовую вышивку, располагая стеклярус по диагонали швом «полукрест» или гобеленовым швом (рис. 23.1, б). Подробнее о декоративных швах.

Вышивание «елочкой» (рис. 2.3.8, а). Для получения интересной фактуры стеклярус можно располагать «елочкой», вышивая каждый следующий ряд под наклоном в противоположную сторону (рис. 2.3.8, б).

Вышивание по вертикали (рис. 2.3.9, а). Располагая стеклярус вертикально, можно имитировать вертикальный гобелен (рис. 2.3.9, б). Высота стекляруса может быть на 2 клетки канвы и более.

10. Семь способов использовать счетные иглы, один из них я ненавижу

Художественная вышивка бисером.

Это свободная вышивка, позволяющая вышивать рисунок с плавными линиями. В этом случае бисер укладывается по форме изображаемого рисунка (рис. 2.3.10). Применяемый бисер может быть любого калибра, все зависит от ткани, которую вы выберете. На тонких тканях лучше вышивать мелким бисером. На тонкой ткани сложно вышивать, поэтому рекомендуем подложить еще один слой ткани.

Техника саженья (нанизывания) или шитья по бели сложилась еще в древности и использовалась при шитье жемчугом. Она заключалась в прокладке узора «белью» — шнуром из хлопчатобумажной или льняной нити и выкладыванию по нему жемчуга, нанизанного на нитку.

Каждая жемчужина пришивалась к бели поперечными стежками, благодаря чему прочно закреплялась.

В бисерных и стеклярусных вышивках светского назначения вырабатывается иная техника: бусы нанизывались на нитку или проволоку и пришивались другой ниткой через промежутки, состоящие из нескольких бусинок. Основой вышивок служил льняной холст, который в большинстве случаев покрывался шелковой тканью, чтобы усилить цветовую игру материала.

Перед началом работы весь рисунок наносился на ткань. Эта имеющая много общего с традиционным русским золотым шитьем техника называется шитьем «вприкреп». Шитье «вприкреп» применялось при создании картин или панно, их поверхность полностью покрывалась низками бус, крупные части узора покрывались параллельно идущими вертикальными и горизонтальными низками бус. Вышивальщицы стремились подчеркнуть округлость или угловатость предметов при помощи расположения низок.

Для такой вышивки следует нанести рисунок на ткань от руки или с помощью трафарета и вставить ткань в пяльцы.

Основные приёмы вышивания бисером в свободной технике.

Шов «вперед иголку» . Бисеринки нанизывают на каждый стежок, а с изнаночной стороны стежки должны быть короткими. Бисеринки находятся на расстоянии друг от друга (рис. 2.3.11).

Шов «назад иголку» . При каждом стежке нанизывайте бисеринку. Нанизав первую бисеринку, сделайте шаг назад, равный ширине бисеринки, выведите иглу на изнаночную сторону. На лицевую сторону игла выводится на расстоянии, равном ширине двух бисеринок (рис. 2.3.12, а).

Ряд с вышитым бисером можно закрепить, продев нить через все бисеринки (рис. 2.3.12, б).

Шов «стебельчатый» . Нанизав первую бисеринку, вводим иглу на изнаночную сторону на расстоянии, равном ширине бисеринки. Выводим иглу, вернувшись к началу стежка, проводим ее через бисеринку. Нанизываем следующую бисеринку (рис. 2.3.13).

Шов «арочный» . Шов очень похож на стебельчатый, только нанизываются сразу несколько бисеринок, а закрепляется одна. Количество бисеринок в «арке» должно быть одинаковым (рис. 2.3.14).

Шов «вприкреп» . Нанижите необходимое количество бисера на нить, уложите ее по рисунку на ткани и пришейте нить через равное количество бисеринок поперечными стежками. Иглу выводят между бисеринками, захватывают нить и вводят иглу в том же месте (рис. 2.3.15). Вышивку можно вести двумя иглами: одна игла нанизывает бисер, другая по ходу нанизывания пришивает нить к ткани. Можно пришивать той же ниткой, на которую нанизаны бисерины. Шов «вприкреп» помогает быстрее вышить изделие. Нить, которой пришивается низка бисера, может сама выступать декоративным элементом.

238 #Вышивка на ОДЕЖДЕ от и до… /Несколько советов/Растворяем канву/Искусница/

Расположение бисера по форме рисунка.

Какую бы форму вы ни делали, вышивать начинайте с контурных линий (рис. 2.3.16, а). Такую линию называют направляющей. Ряды бисера укладываются параллельно направляющей линии бисера, подчеркивая форму.

В такой технике можно «рисовать» бисером, передавая свет и тень предмета, создавая цветовые переходы по форме. Для этого нанизывается на иглу растяжка одного цвета бисера, например от темного до светлого или наоборот (рис. 2.3.16, б).

Форму можно заполнять и по спирали (рис. 2.3.16, в).

Форма рисунка может подсказать вам, как лучше уложить бисер (рис. 2.3.16, г).

В данном виде вышивки применяются различные виды отделки: стеклярус, рубчик, пайетки, бусины и даже целые сплетенные элементы, которые потом нашиваются на ткань. Это чаще всего отделка края изделия орнаментами, фестонами, подвесками, бахромой и кистями.

Способы пришивания пайеток.

Пайетки, которые располагаются на рисунке по одной, можно пришивать, закрепляя бусинкой или с помощью декоративных стежков. При этом старайтесь подбирать нить в цвет пайеток, а можно пришивать и контрастными, для большей декоративности (рис. 2.3.17).

Для вышивания пайетками, расположенными в ряд, можно использовать шов «вперед иголку»: нанижите пайетку лицевой стороной на иглу и введите иглу в ткань, сделав стежок, равный радиусу пайетки, и выведите иглу на лицевую сторону на расстоянии, равном диаметру пайетки. Нанижите следующую пайетку лицевой стороной на иглу и сделайте стежок, равный радиусу пайетки. Последнюю пайетку можно закрепить бисеринкой. Пайетки в данном случае накладываются друг на друга (рис. 2.3.18, а). В результате такая вышивка напоминает рыбью чешую (рис. 2.3.18, б).

Следующий вариант предполагает расположение пайеток рядом друг с другом. Закрепив иглу, выведите ее на лицевую сторону и нанижите пайетку изнаночной стороной на иглу и сделайте стежок назад, равный радиусу пайетки. Выведите иглу на лицевую сторону в центре первой пайетки и, нанизав следующую пайетку лицевой стороной на иглу, сделайте стежок, равный диаметру пайетки. На изнаночной стороне проведите иглу на расстояние, равное диаметру пайетки, и выведите ее на лицевую сторону, нанизав следующую пайетку изнаночной стороной на иглу. Закрепите стежок, вернувшись в центр предыдущей пайетки. Выведите иглу на лицевую сторону в центре последней пайетки и т. д. (рис. 2.3.19, а).

Обязательно посмотрите это:  Шаль ананасы в шампанском

Можно наслаивать пайетки друг на друга, выполняя стежки, равные диаметру пайеток (рис. 2.3.19, б).

Для создания объемной вышивки пайетки можно переслаивать бисеринками или накладывать пайетки выпуклой стороной друг к другу (рис. 2.3.19, в).

Счетная гладь

Как говорилось выше, у стекляруса бывают острые края, поэтому вышивать стеклярусом следует нитью в два сложения или по краям стекляруса расположить по маленькой бусинке, чтобы избежать перетирания нити на краях стекляруса. Стеклярус прекрасно подходит для вышивания геометрических узоров, можно использовать его для вышивания контуров рисунка.

Способы пришивания стекляруса.

Стеклярус нашивают на ткань стежками швами «вперед иголку» (рис. 2.3.20, а), «назад иголку» (рис. 2.3.20, б) в один или несколько рядов, швом «полукрест» (рис. 2.3.20, б). Хорошо смотрится расположение стекляруса в шахматном порядке (рис. 2.3.20, г).

Техника вышивания гладью применима и к стеклярусу, только вместо нити, образующей стежок, будет длина стекляруса (рис. 2.3.20, д).

Для картин, в которых требуется окантовка, можно применить декоративные орнаменты из стекляруса, бисера и пайеток. Очень часто для вышитых икон выполняют оклад из бисера и стекляруса. Представленные ниже орнаменты подскажут вам вариации применения этих материалов (см. рис. 2.3.21, а—к).

Материал взят из книги: Наниашвили И. Н., Соцкова А. Г. «Иконы. Рушники. Картины. Вышивка нитью и бисером». 2009. — 128 с. : ил.

Равномерка (Evenweave). Вышивка крестом на ткани

Виды счетной вышивки

Виды счетной вышивки

В мире рукоделия существует великое множество видов крестов. В этой книге мы опишем некоторые из них. В основном вышивальщицы используют традиционный и датский крестики.

Традиционный вид крестика — это когда каждый крест вышивают полностью, а затем переходят к следующему.

Датский крест — это когда сначала выполняют ряд стежков (полукрестиков), а потом ведут обратный ряд, заканчивая крестики. Этот способ самый быстрый и простой. Его используют при вышивании каймы, когда требуется проложить длинные ряды крестиков.

Это самый простой счетный шов, с которого лучше начинать осваивать технику вышивки крестиком.

Простой крестик — это 2 стежка, перекинутые друг через друга крест-накрест.

Техника выполнения: нить протянуть из левого нижнего угла, а потом из правого нижнего угла в левый верхний (рис. 1).

Шов выполняется справа налево.

Техника выполнения: иглу воткнуть в ткань, конец нити не закреплять. Стежки выполнять через клеточку (рис. 2). После того как будет вышита строчка нужной длины справа налево, надо двигаться в обратном направлении, т. е. слева направо. Сложность состоит в том, чтобы внимательно следить за направлением движения иглы во избежание путаницы. Когда все будет вышито, нить следует аккуратно закрепить с изнаночной стороны, пряча ее под стежками.

Такой вид счетного шва в последнее время забыт. Но изделия, выполненные итальянским крестом, смотрятся очень эффектно, а узор получается рельефным. Преимущество итальянского креста в том, что ткань-основа не просвечивает сквозь вышивку, благодаря чему изделие приобретает аккуратный вид.

Если одежда порвалась, то дырку можно закрыть вышитой заплаткой.

Техника выполнения: сначала нужно снизу справа вышить стежок, который идет вверх налево.

Далее иглу следует ввести в верхний правый угол и выполнить стежок вниз в левый угол. Затем иглу надо ввести в верхний левый угол и выполнить стежок сверху вниз, вывести иглу в правый верхний угол и выполнить вертикальный стежок сверху вниз.

В конце следует вывести иглу в левый нижний угол и сделать горизонтальный стежок слева направо, потом вывести иглу в левый верхний угол и выполнить стежок по горизонтали слева направо. После того как будет выполнен 1-й крестик, нужно перейти к следующему (рис. 3).

Удлиненный крест

Этот вид крестика используется для быстрого заполнения фона изделия. Крест кладут через 1–2 или через 2–4 нити основы.

Техника выполнения: такая же, как и у простого крестика (рис. 4).

Кончики темных ниток следует прятать только под вышивку темными тонами, в противном случае концы будут некрасиво просвечивать сквозь вышивку.

Удлиненный крест с обратным стежком

Это простой, но эффектный вид крестика, придающий вышивке дополнительный объем и рельефность.

Техника выполнения: сначала следует продолжить удлиненный крест через 2 нити в ширину и 4 нити в высоту, а потом посередине креста сделать стежок по горизонтали через 2 нити ткани-основы (рис. 5).

Болгарский, или двойной, крест хорошо применять для вышивки на плотных тканях типа драпа или денима. Применяют его также для вышивания ковриков, картин или панно. Крест состоит из 2 частей — прямого и простого креста.

Техника выполнения: сначала нужно выполнить стежок из левого нижнего угла наискосок направо и вверх.

Далее следует сделать стежок из правого нижнего угла наискосок влево и вверх, а затем вышить стежок по вертикали снизу вверх и стежок по горизонтали слева направо (рис. 6).

Вышивка по канве отдельными стежками.

Техника выполнения: очень простая. Продвижение по канве или ткани для счетной вышивки следует производить всего на 1–3 нити основы. Стежки надо делать через нечетное число нитей ткани-основы.

Важно, чтобы все крестики были одинаковой величины. Алжирским крестом обычно вышивают на толстой ткани (рис. 7).

Крест с пересеченными углами

Техника выполнения: вышивание нужно производить в 2 этапа. Сначала следует выполнить узор крестиками толстой нитью через 4 нити по вертикали и 4 нити по горизонтали. Далее требуется выполнить стежки нитью потоньше (можно использовать другой цвет или оттенок), пересекая углы. Такой шов используют для заполнения фона картины или панно (рис. 8).

Счётная гладь, вышивание по накладной канве-двунитке.

Звездочка

Звездочка — это шов, который состоит из 3 видов крестов, наложенных друг на друга.

Техника выполнения: сначала нужно сделать 2 стежка прямого креста, далее следует вытянуть нить справа и снизу наискосок, выполняя диагональный стежок, который должен быть равен длине перекладин прямого крестика. Далее надо сделать еще 1 стежок наискосок справа — снизу — влево — вниз. Заканчивать вышивание звездочки следует маленьким внутренним крестиком. Для чего иглу требуется вывести внизу между вертикальным и 1-м диагональным стежками. Второй стежок внутреннего крестика следует выполнить внизу между 2-м диагональным и вертикальным стежками (рис. 9).

Крест с чередованием

Шов состоит из прямых и простых крестиков.

Техника выполнения: 1-й стежок следует делать слева направо через 4 нити по вертикали и 4 нити по горизонтали сверху вниз. Заканчивать крест нужно в обратном направлении движения иглы, когда рабочая нить проходит под 2 нитями ткани-основы. Второй ряд крестиков надо располагать напротив предыдущих стежков (рис. 10).

Гобеленовый шов прост в исполнении, поэтому его очень любят многие рукодельницы. Преимущества гобеленовой вышивки в том, что она очень прочная и износостойкая. Гобеленовый шов используют для вышивки подушек и чехлов на сиденья стульев.

Гобеленовыми стежками вышивают вертикальные, горизонтальные и косые ряды. Этот стежок просто незаменим при выполнении сложных рисунков и выделении границ узора. Минус состоит в том, что гобеленовое шитье стягивает канву, поэтому ткань-основу необходимо натянуть на прямоугольную или квадратную рамку. Лучше выбрать рамку, у которой регулируются верхние и нижние планки.

Техника выполнения: (на изнаночной стороне) нужно вывести иглу на лицевую сторону, пропустить через 1 пересечение нитей ткани, оставляя конец нитки длиной не более 4 см. Затем следует протянуть нитку через 1 пересечение нитей ткани-основы и вывести иглу в противоположной клетке наискосок, пропустить под 2 вертикальными нитями, вывести на лицевой стороне в клеточке слева от первоначальной точки и продолжать двигаться справа налево. Требуется полностью выводить иголку и протягивать вышивальную нить на изнаночную сторону, после чего возвращаться на лицевую сторону. По ходу работы конец нити нужно держать поперек канвы таким образом, чтобы зафиксировать конец нити первыми стежками. Для того чтобы начать новый ряд, следует повернуть канву и продолжить работу справа налево или начать работу над предыдущим рядом стежков. Для закрепления нити необходимо пропустить ее под несколькими стежками и обрезать. Узелки делать не надо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Виды кровли

Виды кровли Шифер Самая распространенная кровля — шиферная (рис. 4.7). Для ее выполнения годятся три вида волнообразных асбестоцементных листов — с обыкновенным, усиленным либо унифицированным профилем. Укладывают их непосредственно поверх обрешетки, состоящей из

Виды мебели

Виды мебели Вся обстановка гостиной различается по функциональным признакам и по видам устройства ее частей и элементов. В соответствии с разными функциями ее можно разделить на 3 группы.1. Мебель, предназначенная для хранения различных предметов и вещей. К этому виду

Виды профилей

Виды профилей Металлический профиль для работ с гипсокартоном необходим, когда гипсокартонные листы запланировано укладывать по каркасу. Каркас из металла применяют чаще, чем остов из дерева или приклеивание листов на мастику без каркаса.Профили изготавливают из

Виды и устройство

Виды и устройство Основные виды и модели каменистых садовУкрашением сада могут быть не только цветы, многочисленные виды травянистых растений, кустарники и деревья. В последнее время огромную популярность у любителей дачной жизни приобрели каменистые садики –

ВИДЫ ПЛИТКИ

Виды бассейнов

Виды бассейнов Бассейны существуют постоянные и сезонные, также они подразделяются по месту расположения – закрытые или открытые, т. е. под крышей или на открытом пространстве; по способу установки – наземные, вкапываемые, выложенные, надувные; по назначению –

Виды фонтанов

Виды фонтанов Существует невообразимое множество форм фонтанов. Они могут различаться струями – по мощности, высоте, оформлению – скульптурному и архитектурному – и вообще по технической сложности. Из них можно выделить наиболее распространенные, на основе которых

Виды водопадов

Виды водопадов При проектировании водопада одной из самых сложных задач становится достижение красивой и цельной линии падающего потока воды. Это требует определенного мастерства. А секрет заключается в том, что крайний (водосливный) камень должен быть безупречно

Виды вышивки

Виды вышивки На выставке вышитых изделий кажется, что фантазии вышивальщиц нет предела, — настолько многообразна палитра красок, рисунков, видов вышитых образцов истинно народного искусства. Но специалистам известны 2 основных вида вышивки: глухая (счетная и свободная),

Пяльцы как непременный атрибут искусства вышивки

Пяльцы как непременный атрибут искусства вышивки В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются очень редко. Так же как история вышивки, история пялец тоже

Виды плетения

Виды плетения Технология плетения из бумажных трубочек очень похожа на плетение из обычной лозы, зачастую его так и называют – плетение из бумажной лозы.Плетение из обычной лозы известно с древности, поэтому существует множество его технологий и разновидностей.Многие

Виды бумаги

Виды бумаги Напомним, что слово «оригами» переводится с японского как «сложенная бумага». А она бывает очень и очень разная: сегодня известно более 600 видов бумаги. Не каждый ее сорт подходит для работы в технике оригами. На «диком Западе» желающие могут купить самые

Виды обоев

Виды обоев Обои являются рулонным отделочным материалом. Чаще всего в строительных магазинах встречаются бумажные обои с нанесенным на лицевую сторону рисунком. Обои бывают и чисто белые. С лицевой стороны их делают гладкими или рифлеными, также ее иногда покрывают

История и виды вышивки

Содержание:

Откуда берет свое начало такой вид творчества как вышивка?
Ее история возникновения и хроника развития, распространения и совершенствования среди разных народов мира весьма разнообразна и интересна. Проведем небольшой экскурс, по истории развития вышивки начиная с самых давних времен.

Урок вышивания. Автор: Hugues Merle.

Вышивка в первобытные времена

Удивительно, но вышивка действительно уже существовала в определенном виде уже в тот далекий период. Наши предки действительно впервые начали «вышивать» не иначе как в первобытный век. Не стоит думать, что это хотя бы частично было нечто похожее на современные творенья ручной или машинной вышивки. Однако это было начало!

Канва для вышивки, основа для вышивания. Как рассчитать сколько надо канвы?

Первобытными инструментами для «вышивки» были острые кости или точеные камни, жилы, шерсть и кожа животных. Как показывают археологические находки, первобытные женщины использовали в работе все имеющиеся подручные средства, которые позволяли не просто выполнять стежки, а и украшать свое одеяние примитивными орнаментами, что в итоге и стало стартовым толчком к развитию вышивки.

Первая вышивка на ткани

Первые виды вышивки на тканях зафиксированы в Древнем Китае в VI-V в. до н.э. Конечно, сейчас невозможно сказать, что это именно первые виды вышивки, но то, что вышивка древний вид рукоделия утверждать можно со 100% точностью. Китайские знатные женщины вышивали на шелке всевозможные виды птиц или природные мотивы. Такая вышивка была крайне дорогой и не редко вышивалась не один год. Известно также, что среди первых тканей, используемых под вышивку, также встречаются детали одежды из шерсти на которых имеется вышивка орнаментов.

Первые вышивки на льняной ткани найдены в Древней Индии. Цвет ткани был, как правило, белый, но индийцы любят цветные ткани, поэтому декорировали окрашенные льняные ткани с подходящей структурой.

Вышивка древнего Египта

Сохранившиеся вышивки из древнего Египта в Гамбургском музей прикладного искусства

Для древних египтян вышивка являлась своеобразным оберегом или талисманом, защищающим от темных сил или злых духов. В древнем Египте вышивка также указывала на социальное положение человека в обществе. Для царских особ и фараонов, как правило, выполнялась богатая золотая вышивка. Родовитые богатые жители города также предпочитали одежду с цветной вышивкой. А вот у низших слоев вышивать было практически не принято.

Вышивка древней Греции

Древнегреческие женщины активно использовали вышивку для декорирования одежды и предметов домашнего текстиля. Доказательством этому служат находки вышивальных пялец и домашней утвари с указанием на это.

Вышивка Византии

Как показывают исследования археологов женщины по всему миру в той или иной мере использовали вышивку. В Византии вышивку на тканях выполняли в виде сложных рисунков, геометрических фигур или сцен повседневной жизни. Однако особенно выделялась византийская вышивка, на которой рукодельницы искусно вышивали поразительные изображения растительного мира.

Вышивка в языческие времена у славян

Вышивка всегда была одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия у славян. В старину на Руси все женщины от мала до велика владели этим искусством в той или иной степени. Причем сама вышивка была прочно связана с разными обычаями и обрядами. Например, 7-8 летние девочки начинали загодя готовить себе приданое и к 15 юные девицы уже имели солидный набор из вышитых одежд праздничного и повседневного назначения, скатерти, постельное белье, полотенца и т.д. Вышитого «добра» должно было хватить на несколько лет службы. Отметим, что искусство вышивания у наших предков могло сильно отличатся в зависимости от района происхождения. Причем отличия могли быть как в цветовом исполнении, особенностях узора или даже технике. В целом русская вышивка крайне многообразна по характеру узоров и приемов их выполнения: геометрический орнамент и геометризированные формы растений, животных, птиц, мотивы женской фигуры и т.д.

Обязательно посмотрите это:  Шарф труба спицами со схемой вязания

Расположение узоров и приемы вышивки были напрямую связаны с формой одежды и ее предназначением. К старинным славянским вышивкам относятся:

  • полукрест и крест,
  • шовная роспись,
  • наборная вышивка,
  • «козлик»,
  • счетная гладь,
  • белая мелкая строчка.

Несколько позже в арсенал славянских вышивок вошли всевозможные варианты вырезов, цветной перевити, крестецкой строчки, гипюров, тамбурная вышивка, а также белая и цветная гладь.
Отметим, что в языческие времена, особое внимание уделялось вышитым орнаментам, и все что наносилось на ткань в виде декора, обязательно несло какой-либо подтекст. Особенно часто вышивка наносилась на рушники, которые указывали на достаток или привлекали здоровье и удачу в дом.

Вышивка в средневековье

Отметим, что в те времена каждому народу принадлежали определенные особенности орнамента и превалирующая цветовая гамма.

Это достаточно точно указывало на принадлежность к той или иной нации. Вышивка в целом чаще всего представляла собой, так называемую визитную карточку. В качестве простейшего примера можно привести тот факт, что в средние века у дам и джентльменов было принято носить батистовые носовые платочки с вышитыми инициалами.

Среди знатных дам рукоделие служило возможностью собраться в тесном кругу и «посплетничать», поделится последними новостями и в то же время расшить предметы своей одежды роскошной дорогой вышивкой.

Вышивка в Христианстве

Несмотря на переход славян из язычества в христианство, традиции в вышивке в большинстве своем не изменились. Конечно, добавились некоторые особенности. Например, именно христианство послужило толчком к усложнению вышивок крестом. Чаще всего вышивались полотенца, которыми украшались иконы, а также иногда и сами иконы. Нередко в XII-XV веке вышивались всевозможные узоры, сложенные из ромбов и крючков, которые наделяли вышитый предмет некими магическими свойствами (оберег от порчи, сглаза, нечистой силы и пр.).

Нужно понимать, что вышивка в XVII-XVIII века – это достаточно дорогое «удовольствие», поэтому таким делом занимались преимущественно женщины из семей с достатком и монахинь. Позже вышивать стали и крестьянки, которые старались выходить замуж в вышитых собственноручно нарядах и с искусно вышитым приданым.

Русские крестьянские вышивки условно можно поделить на две основные группы:

  • серверная (Архангельские, Новгородские, Псковские, Вологодские, Калининские, Ивановские, Ярославские, Костромские, Владимирские варианты)
  • среднерусская (Калужские, Тульские, Рязанские, Орловские, Смоленские, Пензенские, Воронежские, Тамбовские варианты).

Для северорусской вышивки характерны такие техники как: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье по сетке и гладь цветными нитями. По сюжетам такие работы чаще всего были в виде изобразительных мотивов. Но, конечно, встречаются и геометрические композиции.

Для среднерусской полосы превалирующим видом вышивки является техника «репей» или «орепей» в форме геометрических изображений. Вышивки среднерусской полосы многоцветны. В них фон четко просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении одежды и предметов обихода из ткани активно присутствует узорное ткачество, вышивка лентами, кумач, декор цветными тканями, кружевом и позументом.
Из техник также активно использовались:

  • цветная перевить,
  • наборной шов,
  • роспись,
  • «косичка»,
  • «козлик»,
  • крест,
  • мережки,
  • счетная гладь.

Современная вышивка

Современная вышивка за исключением особых случаев не обращает внимания на значение орнаментов и стежков, как это было в стародавние времена. Конечно, даже сейчас крест считается положительным знаком. В целом вышивка делается скорее для души, красоты или усиления стилистической нагрузки.

Современных узоров и техник просто не счесть. Причем в огромной степени вышивка обрела свою «вторую» популярность благодаря тому, что появилась машинная вышивка, которая позволила создавать шедевры быстро и в любых объемах.

Виды вышивки

Используемых сейчас видов вышивки просто огромное количество и все они достаточно разнообразны и интересны с точки зрения визуального восприятия. Вкратце мы расскажем об основных…

Алмазная вышивка

На самом деле не смотря на наличие в названии слово вышивка– этот вид техники представляет собой несколько другой вид декорирования ткани, хотя бы, потому что традиционные нити и иглы здесь не участвуют в процессе. Эта техника подразумевает выкладывание узора камешками страз из акрила на специальном полотне или ткани. Вышивкой алмазная техника именуется потому, что для укладки изображения или узора используются подобные схемы, что и для вышивки крестиком.

Вышивка Ассизи

Ассизи или ассизская вышивка – это старинная итальянская вышивка, возникшая более 800 лет назад в одноименном городе. Техника вышивки подразумевает плотное заполнение фона, тогда как сам рисунок складывается из незаполненных нитями участков. В некоторых случаях по контуру могут быть проложены стежки, которые четче прорисовывают узор. Цветовая гамма у вышивки достаточно разнообразна, но чаще всего для фона используются не яркие приглушенные оттенки красного, сочетания синего и зеленого, чуть реже коричневые и желтые оттенки. Изначально ассизи практиковалась монашескими орденами для декорирования сакральных церковных предметов, но благодаря своей красоте вышивка перешла и в светское рукоделие.

    Традиционное ассизи можно условно разделить на два стиля:
  • повествовательный (сложные сцены с людьми, вещами, местностью), контуры изображения обшиваются блэкворком,
  • цветочные мотивы (цветочные мотивы, флора, фауна, листья).
  • Используемые стежки в вышивках ассизи – это длиннобокий крест, итальянский двусторонний крест, черногорский стежок, стягивание нитей основы для имитации сетки, обычный крест, блэкворк, гольбейн.

    Вышивка Барджелло

    Барджелло или флорентийская вышивка – это старинная техника рукоделия, которая в современном мире обрела повторную популярность благодаря уникальности исполнения. В данной технике используются только вертикально уложенные стежки, которые особым способом смещают каждый последующий ряд.

    Это позволяет сформировать объемный геометрический узор в чем-то напоминающий рисунок калейдоскопа или затейливую чешую. Главные черты Барджелло – это яркий внешний вид и тактильная объемность. Выполняется вышивка при помощи специальных толстых нитей и большими иглами с грубым ушком на специальных ячеистых тканях (канве, сетке).

    Важным преимуществом вышивки является возможность использования различных типов нитей, начиная от шерстяных для вязания, и закачивая всевозможными вариантами тесьмы с толстой объемной пряжей и шелковых нитей на больших бобинах.

    Вышивка бисером

    Вышивка бисером – это один из древнейших способов декорирования одежды и предметов обихода. На Руси благодаря относительной дешевизне материала и его эффектному внешнему виду такой вышивкой оформляли праздничные одежды. Богатые девушки предпочитали вышивку речным жемчугом, но и обычного стекляруса не чурались. Бисером и стеклярусом расшивают целые картины, иконы, одежду, сумки и даже обувь. Материал предоставляет практически неограниченные цветовые возможности, благодаря чему вышитые изображения получаются красивыми, яркими, с переливами окраски.

    В технике вышивки бисером на сегодняшний день устоялись четыре техники наложения:

    Бразильская вышивка

    Бразильская вышивка – это уникальный вид рукоделия, органично соединяющий в себе процесс традиционного сплетения нитей и вышивки. Такой подход позволяет получать орнаменты, которые визуально располагаются «в воздухе» и лишь в точке соприкосновения прилегают к ткани-основе. Базовыми мотивами бразильской вышивки считаются цветочные узоры и листья. Чаще всего в этой технике вышивают цветы эхинацеи и розы. Вышивание осуществляется специальными длинными иглами (не менее 50 мм) и нитями из искусственного шелка (так называемые «солнечные» шелковые нити, скрученные против часовой стрелки) или ленточек. Допускается в бразильской вышивке использование бисера и бусин.

    Кроме того в бразильской вышивке активно используются все существующие на сегодняшний день узелки рококо.

    Основные швы, используемые в вышивке:

    • шов с наложением
    • стебельчатый шов
    • двусторонняя гладь
    • сатиновый стежок
    • наборный и двойной наборный стежки
    • плетеный шов

    Вышивка гладью

    Вышивка гладью – это одна из самых распространенных техник рукоделия, которая при помощи заполнения поверхности стежками позволяет создавать любые изображения. Гладь изначально была традиционным видом вышивки в Восточной и Юго-Восточной Азии, а затем распространилась в страны Европы и, в конечном счете, стала популярной по всему миру.
    Вышивка гладью позволяет создать невероятной красоты узоры, а вышитые работы могут быть настоящими живописными картинами. В современном мире рукоделия актуальными являются такие виды глади как:

    • Простая гладь, выполняемая так, что каждая деталь рисунка прорабатывается отдельно, но с плотно прилегающими друг к другу стежками. Направление и размеры стежков никак не ограничиваются.
    • Цветная Александровская гладь отличается от простой глади цветовой гаммой, а не техникой исполнения. В ней, как правило, изображаются ягоды, листья и ветки, но с измененным цветом, т.е. ягодки могут быть не красными, а листочки совсем не зелеными.
    • Белая гладь с настилом выполняется на тончайших тканях при помощи нитей белого или молочно-белого мулине, шелка или изредка вискозы.
    • Художественная цветистая гладь имеет отличие в технике исполнения. Стежки всегда выполняются наискосок и без настила. Вышивать данный вариант глади можно нитями любой толщины и даже шелком. Как показывает практика, объем вышитого рисунка достигается за счет использования более темных оттенков ближе к центру вышивки.
    • Атласная гладь подразумевает использование тончайших нитей для вышивки. Стежки в технике всегда достаточно короткие и плотные, а каждый следующий начинается со средины предыдущего.
    • Азиатская (китайская, японская) гладь отличается тем, что в качестве фона выступает атласная ткань в основном темного оттенка. Вышивка славится растительными орнаментами и изображения животного мира, причем рисунки в большинстве случаев всегда стилизованы, а цветовая гамма часто отлична от природной.
    • Русская гладь самая экономная, благодаря тому, что вышивка выполняется по контуру с укладкой длинных стежков по лицевой стороне, тогда как на изнанке остаются только короткие пунктирные штрихи.

    Золотое шитье

    Золотое шитье является рукодельной традицией еще со времен Древней Руси и выполняется как понятно из названия серебряными или золотыми нитями. Сейчас дорогие нити из золота заменили более доступными аналогами металлизированных нитей, канитель, шнуры, шелк и «ирис» с нужным оттенком. Дополнительно такое шитье может быть украшено жемчугом, бисером, пайетками, пуговицами. Отметим, что несмотря на то что сама техника золотой вышивки родилась на Востоке, именно наши рукодельницы довели ее до того уровня, что одежду и предметы церковного быта, расшитые на Руси вывозили в Византию как большие богатства.
    Используемые в современном золотом шитье нити не такие хрупкие, как те, что использовались много веков назад, но техника исполнения по-прежнему та же. Основная нить укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной нитью. Чаще всего для придания объема под нить укладывается специальная подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки.
    Данная техника вышивки граничит с настоящим искусством, из-за того, что вышивать золотом сложно.

    Китайская вышивка

    Китайская вышивка – это неотъемлемая часть культуры Поднебесной со своими традициями и особенностями. Зародилась вышивка как часть искусства декорирования тканей в Китае более 3 000 лет назад. Причем наносилась вышивка на шелковую ткань, в чем и до сих пор заключается особенность техники. Встречаются и прочие варианты материалов, на которой выполняется данная техника: атлас, шерсть, грубая мешковина и пр. В целом китайская вышивка вышивается и другими нитями помимо шелка – шерстью, хлопком. В Древнем Китае владение предметами с вышивкой, выполненной по особым традициям, указывало на особенный социальный статус. Конечно, со временем вышивка вошла в жизнь и обычных жителей страны, а также в своеобразном исполнении разошлась по всей Азии в целом.
    Вышивка шелком по шелку выполненная в китайском стиле – это одна из самых дорогостоящих в денежном эквиваленте, но в то же время изысканных техник, которая требует особенно тщательного, буквально безупречного исполнения и виртуозного мастерства. Картины, вытканные шелком, по праву считаются произведениями искусства. Китайская вышивка имеет свойство менять оттенок в зависимости от освещения, благодаря визуальной прозрачности и воздушности сравнимой с акварельными работами.
    Производство шелковой ткани и нити привело к формированию и развитию китайской вышивки, благодаря чему в Поднебесной существует четыре основные школы с уникальным стилем:

    1. Сяньсюй из провинции Хунань. Вышивка Сян насчитывает историю существования более 2 тыс. лет. Данная стилистика китайской вышивки является особой отраслью этноискусства, которое пользуется беспрецедентной любовью до сих пор. Помимо общих тем, наличествующих в других стилях, техника Сян впитала элементы каллиграфии и живописи. Уникальность школы вышивки заключается в том, что она создается по образцу художественной картины, но не ограничивается только основами живописи. Возможно, это и делает вышитые таким образом «живыми» в них цветы издают ароматы, тигр ведет охоту, а птицы поют свои трели.
    2. Юэсюй из провинции Гуандун. Кантонская стилистика вышивки Юэ считается контрастным и цвето-насыщенным. Изображение насыщено не только оттенками, но и количеством элементов. Например, могут быть вышиты сразу сотни птиц, цветочные букеты, целые косяки рыб и пр.
    3. Шусюй из провинции Сычуань. Вышивка Шу характеризуется особой изысканностью и визуальной живостью. Не редко вышивкой изображаются репродукции картин, дизайнерские шаблонные картинки, пейзажи, флора и фауна, особенно всевозможные птицы, а также мифологические животные (драконы, фениксы), древние монетки в дырочками в центре.
    4. Сусюй из провинции Сучжоу. Вышивка Су отличается визуальным спокойствием, утонченностью и элегантностью. В этой вышивке вполне могут соседствовать изображения птички с одной стороны и кота с другой, каллиграфия и живопись, графика и абстракция. В прежние времена вышивка Су превалировала в королевском гардеробе и на стенах и знатных горожан. Сейчас вышивка занимает значительную долю рынка в самом Китае и в мире в целом.

    Мотивы китайской вышивки вне зависимости от школы, как правило, варьируются от солнца, звезд, луны, гор, драконов и фениксов, до всевозможной флоры, фауны и особенно тигров и геометрических орнаментов.
    Отдельно стоит отметить другие стили китайской вышивки. Одними из самых известных техник родом из Поднебесной не входящих в четверку основных является вышивки Цзяо Гу из Шанхая. Ее особенностью является специализация на живописи и каллиграфии.
    Также свое уникальное рукоделие имеют такие этнические группы, как Бай, Боуи, Мяо. Вышитые изделия из тех мест отличаются достаточно резким, явно видимым контрастом оттенков и относительно примитивным дизайном.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Мой ХендМейд - сайт про рукоделие и поделки