Филигрань из проволоки

Филигрань — ювелирное искусство создания уникальных узоров из тончайших нитей

Филигрань (от латинских слов filum — «нить» и granum — «зерно») — это ювелирная техника изготовления искусных ажурных изделий из очень тонкой металлической проволоки путем соединения отдельных элементов с помощью пайки. У международного термина филигрань в русском языке есть и другой синоним — «скань», оба названия широко используются в лексиконе мастеров и ценителей искусства.

Филигрань — очень сложная и трудоемкая техника, в которой на создание уникального ювелирного шедевра художник тратит несколько недель или даже месяцев. Опытные мастера нередко дополняют изделия вставками из драгоценных камней, черненого серебра, костей животных, жемчуга или кусочков древесины.

Виды и особенности филиграни

Филигрань в качестве художественного метода обработки металлов чаще всего используется при изготовлении небольших ювелирных украшений. Но с помощью этой техники мастера создают и другие разнообразные изделия:

  • статуэтки и скульптуры;
  • оригинальную посуду (чаши, кубки, тарелки, подстаканники);
  • изысканные пуговицы;
  • головные уборы;
  • пояса;
  • наручи;
  • рамы для икон и картин;
  • углы переплетов и обложки ценных книг.

В ювелирном деле различают следующие основные виды филиграни:

При изготовлении напайных изделий мастер аккуратно крепит с помощью пайки элементы филигранного узора к основе из листового металла. Ажурные предметы художник делает исключительно из проволоки, напрямую соединяя между собой отдельные элементы украшения. Объемную технику филиграни применяют при создании сложных пространственных художественных композиций (статуэток или скульптур).

Основными материалами для филиграни служат разнообразные металлы и сплавы:

Всечка медной проволоки

Ювелиры обычно используют в своей работе не гладкую, а специальным образом подготовленную филигранную проволоку. Ее делают путем плотного скручивания между собой двух тонких нитей с последующим их расплющиванием молотком. При изготовлении ювелирных изделий филигрань часто сочетают с зернью (мелкими металлическими шариками), а поверхности покрывают специальной эмалью.

История филиграни

История филиграни насчитывает около 5000 лет, а изобрели эту ювелирную технику в Месопотамии. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок многочисленные украшения, созданные древними мастерами. Позже искусство филиграни распространилось в соседние регионы, им овладели финикийцы и египтяне, персы и индийцы.

В период с VIII до IV веков до нашей эры древняя техника была широко распространена на землях скифов. Местные мастера научились создавать в уникальном зверином стиле всевозможные украшения и предметы декора, в том числе прекрасные нагрудные пекторали. Техника филиграни также была знакома древним этрускам, грекам и римлянам, которые переняли ее у соседей финикийцев и тщательно передавали из поколения в поколение секреты этого ремесла.

В Северной Европе значительных успехов в сфере художественной ювелирной обработки металлов добились кельты, бритты и саксы. Самые ранние образцы филигранных изделий, обнаруженные на территории современной Англии, датируются VII веком, в том числе часть артефактов из крупнейшего Стаффордширского клада.

В Средние века филигрань была широко распространена в странах Южной Европы. Крупные центры по производству ювелирных украшений существовали на территории современной Испании, Португалии и Италии. Вплоть до начала эпохи Возрождения основными заказчиками европейских мастеров филиграни была католическая церковь. До сих пор вызывают восхищение уникальные культовые предметы, созданные в те времена, — реликварии, кресты и чаши для богослужений.

С XVI века техникой филиграни в совершенстве овладели мастера практически во всех странах Западной и Центральной Европы. С этого времени и до наших дней древний метод художественной обработки металла остается одним из наиболее востребованных в ювелирном деле.

«Волшебные нити». Занятие №13

В России искусство филиграни начало бурно развиваться в начале XVIII века, после того как секреты этого ремесла привезли шведские мастера, приехавшие на постоянное поселение. В течение двух последующих столетий в разных уголках Российской империи появились уникальные центры скани, в том числе и самый известный из них, расположенный в поселке Красное-на-Волге Костромской области.

Филигрань и в наши дни остается востребованной ювелирной техникой. Уникальные образцы антиквариата, созданные древними мастерами, вызывают огромный интерес на арт-аукционах у самой искушенной публики.

Филигрань — ювелирное искусство

Филигрань (по-русски — скань) представляет собой узор из тонкой проволоки, напаянный на металл. С филигранью сталкивались практически все, наверняка, во многих семействах сохранились предметы, изготовленные с помощью этого ювелирного искусства.

Само слово «филигрань» как бы намекает на технологию производства. В переводе с латинского языка «filum» означает нить, а «granum» зерно. Русское же слово «скань» происходит от древнерусского «скать», что значит «свивать, ссучивать». Такая техника, в основном, применяется на серебряных изделиях, например, ложек, подстаканников, женских сережек, но материалом могут быть и другие благородные металлы, такие как золото и платина.

Причиной увлечения именно серебром и золотом служит мягкость этих металлов, из них можно свить весьма тонкие проволочки. Основа филиграни — серебряная или золотая проволока бывает как гладкой так и свитой в своеобразную веревочку.

Краткая история филиграни

Если обратиться к истории возникновения, то она уведет нас в древний Египет, Крит и Грецию. Уже в 4-6-ом веках до н.э. филигрань была одной из базовых ювелирных техник изготовления ажурных украшений.

Выставка онлайн на Бижутерию из Джута в технике «Джутовая филигрань» +15 МК на Бижутерию

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия вырос. В XVIII веке филигрань сочетают с камнями, хрусталем, перламутр. С помощью скани изготавливают вазочки, солонки, шкатулки. С 19-го века филигрань стала фабричным товаром. Искусство совершенствуется, процветает рельефная ажурная филигрань, появляется витражная разновидность с прозрачной эмалью. В 1937 году работы мастеров-ювелиров из села Красное-на-Волге показали на всемирной выставке в Париже, где она произвела настоящий фурор, а в 1939 году в Нью-Йорке повторился успех. Филигранью стали заниматься в селе Казачково Нижегородской области.

Обязательно посмотрите это:  Топиарий зонтик мастер-класс

Виды филиграни

Если рассматривать разновидности скани, то она бывает напайной, ажурной и объемной.

Напайная филигрань. В ней проволока и зерно напаивается прямо на листовой металл. Если фон оставлять, то получается фоновая или так называемая «глухая» филигрань.

Как Сделать Зернь Для Филиграни В Домашних Условиях

Просечная (выпильная) филигрань. Создается посредством удаления фона.

Рельефная филигрань. Узор в данном случае напаивается на чеканный рельеф.

Ажурная филигрань. Металлическая основа полностью отсутствует, узор из проволоки спаивается, а зернь крепится на кружево из металла. Само кружево может быть плоским, тогда это плоская ажурная флигрань, если же спайка происходит в двух измерениях, то получается скульптурно-ажурный тип. Ажурную, без фона, принято именовать русской филигранью.

Объемная филигрань состоит из частей, смонтированных в единую композицию. Так создаются предметы ювелирного искусства, такие как всевозможные кубки, подносы, ларцы и вазы.

Техники филиграни в мире

Красивые кружева — отнюдь не русский народный промысел. Филигранные изделия изготавливают ремесленники по всему Земному шару. Обратимся к мировым практикам и их особенностям. Существуют несколько основных современных школ филиграни.

В Армении привыкли делать тонкие и плоскостные формы. В Дагестане любят обильную зернь и полусферы. В славном древнем русском городе Костроме преобладают сложные объемные формы изделий. Европейские ювелиры из Франции и Англии тоже не чужды сканному мастерству. Более того, ажурный узор вы можете встретить у латиноамериканских украшениях, например, из Эквадора. В Южной Америке вообще довольно развит сканный промысел.

Как делают филигранные украшения?

В сущности, само филигранное кружево состоит из отдельных элементов: веревочка, плетение, елочка, шнур, дорожка, гладь и т.п. Из металлической нити делают своего рода аппликацию. Нередко сочетают с зернью, мелкими шариками, напаенными в специальные углубления. Зернь обладает особым декорирующим свойством, придает изделию изысканный вид. Применяя технику филиграни, можно изготовить любые ювелирные украшения из золота, серебра, платины, латуни, меди и мельхиора.

Технология изготовления филиграни из серебра

Раньше мастер сканного искусства работал на всех этапах процесса создания изделия. На современном же производстве применяется разделение труда, но технология осталась без изменений сама технология. Как же она выглядит?

Чтобы получилось кружево (скань), нужно:

  • выгнуть детали рисунка с помощью пинцета;
  • разложить их на бумаге с рисунком;
  • подогнать и приклеить их на место;
  • в случае же фоновой скани, просто скрепить между собой;

заключительный этап — посеребрение изделия анодным серебром и состаивание методом оксидирования.

Плотность набора скани играет первостепенную роль. При неплотном наборе кружево «сыпется», что ведет к переделке.

Казаковская филигрань

В настоящее время «Казаковское предприятие художественных изделий» является мировым брендом, специализирующимся исключительно на изготовлении филигранных изделий из посеребренного сплава. Казаковские украшения отличает гармония всех частей, красота и точность самых мельчайших элементов. Поэтому они стали «элитой» серебряных украшений для женщин.

Кроме ажурных сережек, колец и колье ассортимент достаточно разнообразен. Свои изделия там найдут все: серебряную посуду — домохозяйка, ажурные брелки — хипстеры, курильщик со вкусом — курительные принадлежности.

Филигрань – Профессия Ювелир

Кубачинская филигрань

Знаменитая техника филиграни дагестанских мастеров из села Кубачи давно известна ценителям да и просто обычным людям. Обладая знаниями и умениями, передаваемыми из поколения в поколение от отца к сыну, кубачинские ремесленники творят чудеса с помощью чернения, чеканки и гравировки.

Интересно отметить, что отдельные семьи специализируются на разных изделиях. Одна семья искусно производит женские ювелирные украшения, другая — серебряную посуду, третья — кинжалы с серебряной инкрустацией и так далее. Каждого мастера Кубачи отличает свой особый фирменный стиль изготовления.

Столовое серебро кубачинцев просто поражает своей изысканностью и неповторимым шармом, причем, стоить заметить, по цене, вполне доступной для хорошего подарка.

Что же еще изготавливают ремесленники из Кубачей:

  • серебряные браслеты женские и мужские;
  • серебряные цепи плетения Бисмарк;
  • подвески, кулоны и колье;
  • сувенирные серебряные подковы;
  • подстаканники, чашки, кружки;
  • фужеры, бокалы, рюмки и стопки;
  • неповторимые серебряные серьги;
  • мужские ремни с пряжкой из серебра.

Это еще не полный список того, чем славятся мастера дагестанского села.

Кубачинское серебро — настоящий шедевр ручной работы, доступный обычным людям.

Как лучше носить филигранные украшения

Тем, кто только присматривается к украшениям из скани, стоит подумать, чтобы такие украшения выглядели максимально эффектно. Кружево требует контрастного фона, единого стиля с одеждой. Например, светлая филигрань отлично смотрится на темной загорелой коже и на брюнетках. Скань с чернением, наоборот, эффектно выглядит на блондинках и белокожих женщинах, одежда, соответственно, тоже должна быть светлого оттенка. При соблюдении закона контраста вы обязательно станете объектом восхищенных взглядов!

Филигрань. Особенности и смысл техники филигрань

Особенности филиграни

МОРСКОЙ КОНЁК подвеска из медной проволоки Мастер-класс Wire Wrap

Филигрань не обходится без тонкой проволоки. Ее скручивают в ажурные узоры или напаивают на металлическую основу. Название техники взято из греческого языка.

В нем слово «филигрань» обозначает «свивать», «сучить». На Руси такой смысл вкладывали в глагол «скать». Поэтому, на отечественном пространстве филигрань до сих пор называют «скань».

Смысл техники филигрань – создать из металла конструкцию, напоминающую кружево. Имитировать воздушную ткань не возможно, используя толстую проволоку. Основа для филиграни, чаще всего, не превышает 1,5 миллиметров в диаметре.

Пайка проволокой

Ювелирная техника подразделяется в зависимости от формы металлической нити. Округлую проволоку используют не всегда. Иногда, ее деформируют, сплющивают в ленту.

Рисунки филиграни выкладываются как одиночной нитью, так и шнурами, сформированными из нескольких проволок. Объем композициям часто добавляют металлические сферы.

ШАР ИЗ ПРОВОЛОКИ.СДЕЛАЙ СЕБЕ ТАКУЮ КРАСОТУ

Они крепятся способом припоя на внешней стороне изделий. Первым примером таких работ служат украшения , найденные археологами в Египте. Изделия датированы вторым тысячелетием до нашей эры.

Металлические шарики , напаянные на витую проволоку, называют зернами. Отсюда и наименование филиграни с использованием сфер – зернь. Такая техника преобладала до раннего Средневековья.

С 13-го века ювелиры начали делать акцент на филигрань только из проволоки. Классическими вариантами считаются серебряные и золотые нити . Иные металлы редко применяют.

Корона из филиграни и ободка

Техника Филигрань не подвластна машинам. Она выполняется только вручную. Даже из меди изделия стоят дорого. Заказчики эксклюзивных предметов готовы доплачивать за драгоценное сырье.

Драгоценным сырье для филиграни является на 100%. Используются только чистые металлы, без примесей. Добавки делают золото и серебро менее пластичными, что неприемлемо для скани.

Эскизы для филиграни

Чтобы воссоздать мельчайшую «вязку» необходима максимально податливая проволока. В уже готовых образцах это качество материала перестает быть плюсом.

Филигрань легко повредить, сделать на изделии вмятину. В связи с этим, мастера часто подкладывают под ажурную поверхность основу – металлические листы. Они делают творения ювелиров прочными.

Классическая филигрань – дело коллективное. Над изделиями работают несколько мастеров. Свой специалист предназначен для каждого этапа работы: подготовки шаблона, витья металлической нити , сложения ее в узоры, их пайки, монтировки и декорирования поверхности предмета.

Эскиз должен отображать изделие на плоскости. Шаблон разделяют на части в зависимости от техники филиграни, применяемой в разных элементах композиции.

Зачастую, в одной вещи совмещаются детали из разных типов проволоки. К примеру, в шкатулках используют и тонкие, и толстые нити; плоскую и круглую проволоки; витые и гладкие заготовки.

Витье нитей отчасти автоматизировано. Проволоку сучат с помощью электромотора, точнее, его шпинделя. Некоторые умельцы используют также дрели.

Для формирования заготовок используют и вальцы . В них проволоку сплющивают. Свивать же нити в шнуры, выкладывать их по намеченному шаблону возможно только вручную. Это касается и декорирования изделий.

Изготовление подстаканника

Существуют исключения, когда филигрань состоит не из проволоки. Так, в 15-ом, 16-ом веках мастера освоили технику ажурной обработки дерева и слоновой кости. В них вырезалось множество полостей.

Ювелирная техника скань (филигрань): фото, особенности, этапы производства

Пустоты придавали изделиям воздушность, текстуру кружев. Филигранные образцы из слоновой кости делают и некоторые современные мастера. Кость в их изделиях ненастоящая. Охота на слонов под запретом. Дизайнеры используют клеевую массу. Застывая, она искусно имитирует натуральный материал.

Бумажная филигрань

К не ювелирной отрасли, относится и бумажная филигрань. Разновидность техники именуют квиллингом . Для «вязки» узоров дизайнеры используют листы металла.

Их разрезают на полосы в 3-6 миллиметров шириной и 40-60 сантиметров длиной. Заготовки закручивают в спирали. Их деформируют, придавая заготовкам различную форму. Полученные овалы, круги, квадраты и прочее, умельцы выкладывают в композиции.

Джутовая филигрань

Металл заменяют также растительным шнуром. Техника называется «джутовая филигрань». Название произошло от имени растения, из которого получают нити.

Джут относится к семейству липовых. Волокна кустарника грубые, серовато-коричневые. Их не спаивают, а, как и бумажные образцы, склеивают. Из джутовых нитей складывают два основных элемента – петельки и завитки. Из них состоят все узоры, разработанные художниками.

Скань Филигрань|Несложный цветок#MatsonJewellery

Джутовая, бумажная, металлическая … любая филигрань бывает плоскостная и объемная. Технику «вязки» используют для изготовления ваз, ларцов, посуды. Плоскостная скань пригождается в картинах, украшениях, элементах декора помещений.

По виду изделий, зачастую, можно определить, откуда они родом. В Дагестане специализируются на изделиях, составленных из полусфер, богато украшенных зернью.

Техника филигрань filigree technique hand made

В Армении, напротив, учат создавать плоскостную филигрань, из тонких нитей, без добавления сфер. В России центром филиграни считают Кострому . Там изготавливают образцы сложных форм. Все творения костромских мастеров объемные, состоящие из элементов разных форм и размеров.

Кропотливый труд создания филиграни сравнивают с задачей подковать блоху. Не зря, существует характеристика «филигранная работа». Так говорят о трудах, выделяющихся на общем фоне, выполненных искусно.

Так что, филигрань не обходится не только без тонкой проволоки. Ее существование невозможно и без таланта мастера.

Филигрань

Содержание

История

Сейчас филигранные традиции есть почти по всему миру. Особенно сильны в России, Средиземноморье, Португалии. Каждый регион привносит свои особенности в композицию изделий и технику скани, поэтому специалистам не составляет труда отличить, к примеру, мальтийскую филигрань от болгарской или русской.

Неизменно для истинной филиграни – ручной труд, применение серебра или золота, а также мягких сплавов (медные, латунные). При ручной работе видны концы проволок, но есть и литьевая филигрань, она должна стоить дешевле, делается в промышленных объемах.

Египетские мастера делали филигрань на фоне, то есть ажура как такового не было. А вот филигранные изделия Кипра, Сардинии, Индии уже были ажурными, на просвет.

В Эрмитаже (Санкт-Петербург) содержится большая коллекция скифского золота – браслеты и ожерелья, сделанные в филигранной технике. В музеях Кремля (Москва) – запасы русской филигранной посуды, предметов быта, украшений, аксессуаров. Многие с эмалью. Русские шедевры филиграни – это работы Фаберже, а также церковных мастеров 17, 18, 19 веков. Филигранные и эмалевые оклады икон можно назвать достояние России, её вкладом в мировую культуру и ремесло.

Процесс изготовления филиграни

Современные мастера филиграни делают работу следующим образом:

Шаг 1. На бумаге рисуется узор. Сверху кладется тонкая папиросная бумага. Она просвечивает рисунок.

Изготовление филиграни.#казаковскаяфилигрань, #народныехудожественныепромыслы, #скань

Шаг 2. Проволока пропускается через фильеры до нужного диаметра (Фильеры – это инструмент ювелира, с отверстиями разного размера, от большого до маленького. Через фильеры протаскивается брусок металла, начиная с самого большого размера. Постепенно, доходя до меньшего диаметра отверстия, достигается нужный диаметр проволоки. Процесс протягивания металла через фильеры долгий и физически трудный. После каждого протаскивания металл отжигают, чтобы он становится податливым, и легче растягивался).

Шаг 3. Проволока ссучивается. То есть, из двух проволок делается крученый жгут. Современные мастера используют для этого ручную или электрическую дрель.

Шаг 4. Крученая проволока вальцуется. Пропускается через вальцы, чтобы стала плоской. Есть изделия, сделанные из круглой крученой проволоки, а также из плоской не крученой – строгих правил в современной филиграни нет. Но классическая русская скань – это изделие из плоской крученой проволоки.

Шаг 5. Проволока отжигается для податливости. Из неё делаются детали филиграни – завитки, спирали и т.д. Основное условие – должно быть как можно больше соприкосновений проволоки внутри ажура, чтобы изделие, оставаясь ажурным, было прочным.

Шаг 6. Детали филиграни приклеиваются к папиросной бумаге (согласно рисунку). Клей – БФ.

Припой для филиграни

Шаг 7. Пайка. При пайке папиросная бумага сгорает, а припой, растекаясь по изделию, соединяет детали филиграни. Припой готовится специально, его пилят напильником, полученная стружка – и есть припой. Как правило, это более легкоплавкий серебряный сплав, например серебро + медь. В припой также добавляют флюс, для того, чтобы он хорошо «тек». В качеству флюса используют буру (её сначала прокаливают горелкой, затем измельчают в порошок и добавляют в стружку припоя).

Шаг 8. После пайки изделие выглядит грязно и некрасиво. От всех окислов и остатков флюса изделие отбеливают в растворе лимонной или соляной кислоты.

Шаг 9. Изделие промывают с мылом, в проточной воде, полируют на полировочном круге с войлоком.

филиграль, скань — для начинающих сувенир своими руками

Объемная филигрань

Филигранные яйца Фаберже, ладьи, конфетницы, другие предметы – делаются практически так же, как плоская филигрань. Только приклеиваются проволоки не на плоскость, а на объем. Например, для яйца сначала делается форма из гипса, на неё наклеивается папиросная бумага, размечается рисунок, и после наклеиваются проволоки. Особым умением стоит обладать при пайке, чтобы клей не успел сгореть раньше, чем припой начнет течь. Иначе все детали отвалятся, не припаявшись. Для этого паяют двумя или даже тремя горелками.

Филигрань с фоном

Здесь проволоки клеятся не на бумагу, а сразу на фон (металлический). Рисунок такой филиграни несколько отличается. Здесь основной принцип – проволоки должны соприкасаться друг с другом под прямым углом. Филигрань с фоном часто используется для изделий с эмалью. Проволочные перегородки создают как бы ячейки, куда впоследствии кладется эмаль и запекается в муфельной печи. Изделия с фоном также могут быть и плоские, и объемные.

Филигранные изделия часто украшаются зернью (поэтому в слове филигрань есть часть «зерно» — granum). Это такие шарики из металла. Делаются они крайне просто, выглядят – эффектно. Кусочек металла кладут на уголь (в лунку) или на асбест. Сильно нагревают горелкой. Когда температура нагрева доходит до температуры плавления металла, то он сам собирается в шарик. После шарик остужают.

как делать филигранные украшения, своими руками часть 1 филигранная нить

Приемы филиграни в современных хобби

Квиллинг – не что иное, как филигрань из бумаги. Принцип изготовления деталей очень схож и заимствован из техники изготовления скани из проволоки. Даже основные детали те же – лепестки, спирали, завитки, сердечки и т.п. Приспособления для квиллинга почти ничем не отличаются от приспособлений для кручения проволоки – это различные трафареты, гвоздики, разного диаметра цилиндры и пр.

Коврики и подставки из плоских или круглых жгутов. Эти ажурные вещи создаются почти так же, как филигранные ювелирные изделия. Только вместо припоя используется клей, а вместо вальцованной проволоки – веревки и плетеные жгуты.

Уход за филигранными изделиями

Филигранные изделия только выглядят хрупкими, а на самом деле, они очень прочные и долговечные. Серебряные изделия в технике филигрань остаются в отличном состоянии в течение долгих лет. И все же, стоит соблюдать некоторые правила ухода за серебряной сканью:

  • Не подвергайте изделие воздействию химических веществ, даже во время домашней работы. Химикаты делают серебро темнее. Изделие, конечно, можно почистить, но наиболее верно снимать украшения перед домашней работой и даже перед мытьем посуды.
  • Ещё одна беда для филигранного изделия – мыло. Само по себе оно не приносит вреда, с ним даже чистят изделия ювелиры после пайки. Но остатки мыла на изделиях, как правило, увеличиваются со временем, после чего чистка изделия значительно осложняется. Поэтому либо тщательно промывайте филигрань после мыла, либо снимайте с рук украшения при мытье с мылом.
  • Снимайте все украшения, когда наносите макияж. Надевайте только после нанесения макияжа и мытья рук.
  • Серебро не должно контактировать с парфюмами. Сначала воспользуйтесь духами, и только потом надевайте серебряные украшения.
  • Несмотря на прочность филигранных изделий, все-таки очень грубую работу лучше в них не производить. Деформации, царапины, сколы могут быть.
  • Филигранные изделия тускнеют, если вступают в контакт с соленой водой, а также с хлорированной водой.
  • Храните филигрань вдали от прямых солнечных лучей.
  • Хранить лучше всего в полотняных мешочках, каждое изделие отдельно, в контейнере, где не происходит вибрации.
Обязательно посмотрите это:  Юбка с орнаментом спицами
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мой ХендМейд - сайт про рукоделие и поделки